Оплата  |  Доставка  |  Контакты
Вход | Регистрация
Корзина (0)


Следите за нашими новостями:


Личный кабинет

E-mail:

Пароль:




Забыли пароль

Шорт-лист

2024  2022  2021  2020 

07 ноября 2024
Шорт-лист — 2024



Евгений Белодубровский — литературовед, библиограф, краевед

Номинатор: Никита Елисеев, историк литературы, критик, библиограф, лауреат премии «Книжный червь»

 Евгений Борисович Белодубровский родился в 1941 году в Ленинграде. Житель блокадного города. В 1990 году окончил Московский литературный институт имени М. Горького (мастерская Е. Ю. Сидорова). Работал учителем в школе, в типографии «Печатный двор», на телевидении. В течение десяти лет был автором сценариев для телепрограммы «Монитор» на ленинградском телевидении. Автор и ведущий публичных литературных вечеров (программа «Былое и думы», 1987 – 2013).

С 1985 по 2005 год по личному приглашению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва работал руководителем программ Ленинградского отделения Советского фонда культуры.

Печатается с 1967 года в журналах «Новый мир», «Звезда», «Знамя», «Нева», «Вопросы истории», «Русская литература», «Байкал», «День и Ночь», «Родник знаний», «Уральский следопыт», «Вести», «Новый Журнал» (США), «Антени» (Болгария, София), в сборниках Российской Академии наук «Памятники культуры. Новые открытия», «Вестник РАН РФ» и других.

Главным своим трудом Евгений Борисович считает участие в создании словаря «Русские писатели. 1800–1917. Том 1–5. (М.: Российская энциклопедия, 2007). Автор более ста статей этого словаря. Был участником авторских коллективов, подготовивших пятитомное издание произведений Владимира Набокова на русском языке (СПб: Симпозиум, 1990–2000) и поэмы Набокова «Юность» (СПб.: Ренме, 2016). Инициатор и составитель издания избранного творческого наследия профессора В. Ф. Маркова (США. Калифорнийский университет, Лос-Анджелес).

Участник международных конференций, посвящённых жизни и творчеству М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, В. В. Набокова, О. Э. Мандельштама, Н. А. Струве, Н. П. Анциферова, В. В. Бианки и других.

Член Координационного совета Санкт-Петербургского союза учёных, член Союза писателей Петербурга, член Международного мандельштамовского общества. Автор около трёхсот научных и популярных работ.

Автор пьес «Я была счастлива, счастлива, счастлива» (совместно с С. В. Беловым) и «Шел парнишке тринадцатый год».

Преподаватель литературы в академической гимназии при Санкт-Петербургском государственном университете, руководитель семинара юношеского университета в Аничковом дворце.


Елена Герчук — художник, художественный критик

Номинатор: издательство «Вита Нова»

 Елена Юрьевна Герчук родилась в 1954 году в Москве в семье искусствоведов Юрия Герчука и Марины Домшлак. Окончила Московский полиграфический институт (1981) по специальности «Художник книги». Сотрудничала с издательствами «Просвещение», «Советский художник», «Терра», «Самокат» и другими, постоянно сотрудничает с издательством «Аграф» — в частности, оформила все книги серии «Скена». В 1993–1998 годах — главный художник издательства «Весть». Оформила, среди прочего, поэтические сборники Новеллы Матвеевой, Давида Самойлова, Виктора Санчука. Внимание специалистов привлекла созданная ею книга «Пословицы русского народа в картинках» (2007). Елена Герчук выполнила для этой книги пятьдесят иллюстраций, в каждой из которых строка или сочетание нескольких фольклорных строк разворачиваются в жанровую сценку с подтекстом, превращающим старую пословицу в живую разговорную речь. С 1990 года — член секции графики Московского союза художников.

Один из самых авторитетных художественных критиков в области книжного искусства и иллюстрации. Дебютировала как критик в 1990 году. В 1999–2003 годах вела постоянную рубрику «Искусство книги» в газете «ExLibris — НГ», публиковалась также в других периодических изданиях, в том числе под псевдонимами Елена Фаюм и Иммануил Греч. С 2006 по 2014 год — постоянный колумнист журнала «КАК».

Преподаватель высшей академической школы графического дизайна (2003–2013), Национального института дизайна (2017–2022), в настоящее время — почётный преподаватель кафедры графического дизайна Национального института дизайна. С 2015 года член жюри и постоянный лектор ежегодного Международного независимого фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС (Москва).

В 2011 году выпустила монографию «Архитектура книги» (М.: ИндексМаркет, 2011), в которой, по словам самой Елены Юрьевны, идеи В. И Рывчина о дизайне учебной литературы развиты и адаптированы применительно к дизайну книги вообще.

По мнению кандидата искусствоведения П. Е. Родькина, «современный дизайн книги связан с целым комплексом эстетических и технологических проблем и соблазнов, которые, в конечном счёте, являются частью большого феномена книги. Е. Герчук не схематизирует и не догматизирует этот феномен, а разбирается в его сути, раскрывая возможности для профессионального развития, что делает „Архитектуру книги“ насущной и необходимой в библиотеке каждого дизайнера».

Составила, оформила и выпустила в свет книгу своего отца Юрия Герчука «Эффект присутствия» (М.: Арт Волхонка, 2016).

Член Международной ассоциации искусствоведов. Обладатель нескольких художественных и литературных премий, включая Диплом имени Ивана Фёдорова Всесоюзного конкурса «Искусство книги» и диплом конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года» в номинации «Лучшее издание по искусству» (2011).

 

Лев Додин — театральный режиссёр

Номинатор: издательство «Вита Нова»

 Лев Абрамович Додин родился в 1944 году в Сибири, в городе Сталинске (Новокузнецк). Начал театральную биографию в 13 лет в ленинградском Театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина. В 22 года закончил Ленинградский государственный театральный институт, класс профессора Б. В. Зона.

Режиссёрский дебют — телеспектакль «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева — состоялся в 1966 году. Затем последовала работа в ленинградском ТЮЗе. В соавторстве с Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским поставил спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», в 1972 году — первый самостоятельный авторский спектакль «Свои люди — сочтёмся». После этих работ в Ленинграде заговорили о появлении нового серьёзного режиссёра. В 1975 году Лев Додин вынужден был пуститься в «свободное плавание» и осуществил более десяти постановок на сценах различных театров. Спектакли «Кроткая» с Олегом Борисовым в БДТ и во МХАТе и «Господа Головлевы» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским признаны сегодня крупными вехами в истории русского театра.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» К. Чапека. Появившийся в 1980 году спектакль «Дом» по прозе Фёдора Абрамова определил последующую творческую судьбу Льва Додина и самого театра. Сегодня основная часть труппы состоит из выпускников шести курсов и трёх стажерских групп Додина. С 1983 года Додин — главный режиссёр, а с 2002-го — художественный руководитель-директор театра. В 1998 году театр Додина получил статус Театра Европы — третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной ассамблеи Союза театров Европы. В 2012 году он был избран почётным президентом Союза театров Европы. Лев Додин — автор более семидесяти спектаклей, в том числе полутора десятков оперных, созданных на ведущих европейских оперных площадках, таких как парижский Театр Бастилия, миланский Ла Скала, флорентийский театр Коммунале, амстердамская Нидерландская опера, Зальцбургский фестиваль и другие.

Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами, в том числе государственными премиями России и СССР, премией президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», премиями имени К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль, премиями французских, английских и итальянских театральных и музыкальных критиков. В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссёров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа — Театру».

Лев Додин — народный артист России (1996), почётный академик Академии художеств России, командор ордена искусств и литературы Франции, командор «Ордена звезды Италии», лауреат Платоновской премии 2012 года, почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, заведующий кафедрой режиссуры Российского государственного института сценических искусств, профессор, постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира», редколлегии альманаха «Балтийские сезоны».

Лев Додин — автор серии книг под общим заглавием «Путешествие без конца», посвящённых его работе над спектаклями. Фёдор Абрамов, Александр Володин, Герхардт Гауптман, Уильям Голдинг, Фёдор Достоевский, Генрих Ибсен, Генрих фон Клейст, Юджин о'Нил, Андрей Платонов, Михаил Салтыков-Щедрин, Юрий Трифонов, Теннеси Уильямс, Карел Чапек, Антон Чехов, Уильям Шекспир — это не только круг его чтения и предмет размышлений, но и сфера его работы, и с помощью Льва Додина зритель и читатель погружаются в миры этих и многих других создателей книг.

 

Кирилл Кобрин — литератор, историк, редактор

Номинатор: Никита Елисеев, историк литературы, критик, библиограф, лауреат премии «Книжный червь»

 

Кирилл Рафаилович Кобрин родился в 1964 году в городе Горький. Окончил исторический факультет Горьковского университета. С 1986 по 2000 год — преподаватель Горьковского государственного педагогического института. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию «Уэльс и английская монархия: последняя треть XI — начало XIV вв.». С 1994 года начал выступать в эфире радио «Свобода»*, с 2000 по 2013 год работал в штаб-квартире радиостанции в Праге, в 2009–2012 годах исполнял обязанности главного редактора Русской службы радио «Свобода»*. В 1990-е годы совместно с Алексеем Пуриным редактировал литературный альманах «Urbi». В 20002006 годах — член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», с 2006 года — редактор журнала «Неприкосновенный запас», с 2021-го — шеф-редактор этого издания. Создатель и соредактор литературно-художественного сайта postnonfiction.org (совместно с Андреем Левкиным).

Пишет на русском и английском языках. Публикует прозу и эссеистику в российской и европейской периодике с 1992 года. Автор и соавтор более трёх десятков книг.

С 2017 года вернулся к преподаванию. Работал приглашённым лектором и профессором в Сычуаньском университете (КНР), Гриннелльском колледже (США), Венском университете (Австрия). С 2018 года преподаёт в Латвийской академии художеств. Жил в Праге, Лондоне, Чэнду, Риге, Бухаресте, Софии, Вене.

 

Эраст Кузнецовискусствовед, редактор, историк, публицист, автор книг по истории русского искусства XIX–XX веков и книжному искусству

Номинатор: издательство «Вита Нова»

 

Эраст Давыдович Кузнецов родился в 1933 году в Тбилиси, первые 18 лет жизни провёл в Грузии. Главной книгой своего детства называет «Лица и маски» К. И. Чуковского. «Это было моё Евангелие. Если я стал человеком пишущим и в этом качестве хоть чего-то достиг, то подвигнул меня на это Чуковский. Я инстинктивно воспринял принцип независимости критического суждения», — пишет Эраст Кузнецов в воспоминаниях «Книжный мальчик». В 1956 году окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова с дипломом «историк-искусствовед». Постоянно живёт и работает в Ленинграде — Санкт-Петербурге. С 1957 года — сотрудник Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. С 1960-го — редактор нового ленинградского издательства «Художник РСФСР». В 1969–1979 годах работал художественным редактором ленинградского отделения издательства «Искусство». «Книжное искусство — моё первое, самое продолжительное и надолго единственное профессиональное увлечение, — говорит Эраст Кузнецов. — Все мои курсовые и дипломная работы были посвящены ему. И после университета, когда я был вынужден писать в стол, я пытался сложить свои представления об этом искусстве, и после, когда понемногу „вышел в авторы“». Эраст Кузнецов исследовал книжную и декоративную графику, дизайн (он автор монографии «Фактура как элемент книжного искусства»), шрифт — от исследования графического шрифта Г.А.В. Траугот до общетеоретической работы «Арифметика гармонии»: сравнительного анализа графики кириллического и латинского алфавитов. Но более всего его интересует то сложное единство, которое элементы книги способны составлять вместе: книжный ансамбль. Многие исследования Э. Кузнецова посвящены книге художника, книгам русских футуристов, истории искусства книги в России.

 Эраст Кузнецов — автор более трёхсот статей в журналах «Творчество», «Декоративное искусство», «Московский наблюдатель», «Петербургский театральный журнал», в центральных и петербургских газетах о художниках XIX века: И. Н. Крамском, П. А. Федотове, Н. А. Ярошенко и не только; о российских мастерах XX века: Г. С. Богомолове, Э. А. Будогосском, Г. В. Ковенчуке, В. И. Курдове, В. В. Лебедеве, С. М. Пожарском, Н. Е. Попове, С. В. Чехонине; о грузинских художниках: Г. В. Алекси-Месхишвили, Р. Л. Габриадзе.

Отдельная сфера интереса Эраста Кузнецова — русская сценография ХХ века. Он автор критических статей о работах театральных художников (М. Ц. Азизян, Д. Л. Боровском, Э. Б. Капелюше, М. Ф. Китаеве, И. М. Рабиновиче) и эссе о сценографии вообще («Куб сцены», «Беспредельный мир крохотной сцены»).

Автор более шестнадцати книг, среди которых монографии о Ю. А. Васнецове, В. И. Мухиной, С. М. Пожарском, П. А. Федотове, М. М. Цехановском, Е. И. Чарушине и других.

Особую популярность приобрела многократно переиздававшаяся биография Нико Пиросмани, написанная Эрастом Кузнецовым.

Член Российской академии художественной критики. Член Ассоциации искусствоведов.

 «Искусствоведение — это, строго говоря, ещё не профессия, как принято считать, а скорее просто обозначение материала работы. Искусствовед может быть учёным, преподавателем, менеджером, редактором и прочее. Я искусствовед пишущий, в этом заключается моя профессия. Думаю, даже призвание», — говорит Эраст Давыдович.

 

 

Юрий Орлицкийлитературовед, поэт

Номинатор: Арсен Мирзаев, литературовед, поэт

 

Юрий Борисович Орлицкий родился в 1952 году в Челябинске. В 1975 году окончил Куйбышевский государственный университет по специальности «Русский язык и литература». Тема кандидатской диссертации (МГУ, 1982) — «Свободный стих в русской советской поэзии 1960–1970 годов». В 1992 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук на тему «Взаимодействие стиха и прозы: Типология переходных форм» (МГУ). Специальность «Теория литературы». С 1993 года работает в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в настоящее время ведущий научный сотрудник учебно-научной лаборатории мандельштамоведения.

Область научных интересов и сфера научной деятельности: теория стиха и прозы, теория и история литературы. Тематика исследований — стиховое начало в прозе, поэтика заглавия, теоретическое осмысление современной поэзии, поэтика современной русской литературы.

Автор более 1500 статей по теории стиха и прозы и современной русской литературе, шести литературоведческих книг (наиболее значительные из них: «Стих и проза в русской литературе». М., 2002; «Динамика стиха и прозы в русской словесности». М., 2008; «Стих и проза в культуре Серебряного века». М., 2018; «Стихосложение новейшей русской поэзии». М., 2020. Составитель коллективного труда «Восемь великих» (М., 2021). Составитель нескольких антологий и сборников русской поэзии и прозы. Составитель и комментатор изданий Андрея Белого, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Фейги Коган и не только.

Организатор и участник тридцати фестивалей русского свободного стиха.

Как поэт печатался в «Антологии русского верлибра», альманахах и коллективных сборниках «День поэзии», «Поэзия», «Стрелец», «Своим путем», «Речитатив», «Время «Ч», «Вчера, сегодня, завтра русского верлибра», «Коломенский альманах», «Итоги века», «Легко быть искренним», «Самое выгодное занятие», «По непрочному воздуху», «Перелом ангела», «Акт», «Черновик», «Современный русский свободный стих», журналах «Арион», «Футурум-арт», «Литературное обозрение», «Аутодафе». Переводил Т. Элиота, Э. Паунда, других американских, турецких, итальянских, французских поэтов. Автор семи стихотворных сборников.

Член Московского союза литераторов и Русского ПЕН-центра. Профессор Литературного института имени А. М. Горького. Читал лекции и вёл семинары в различных университетах России, Германии, Белоруссии, Польши, Украины, Италии, Эстонии, Китая.

 

 Надежда Тархова — филолог, пушкинист

Номинатор: Николай Подосокорский, филолог, книжный блогер, лауреат премии «Книжный червь»

 Надежда Александровна Тархова родилась в 1943 году в городе Уральске Казахской ССР. Жила и училась в Ленинграде. В 1967 году окончила филологический факультет Ленинградского государственного университете имени А. А. Жданова (ЛГУ) по специальности филолог-русист. В 1971 году окончила аспирантуру при кафедре русской литературы ЛГУ (научный руководитель — профессор И. Г. Ямпольский).

Работала во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Ленинграде (1967–1968, научный сотрудник), Госфильмофонде СССР (Москва, 1968–1975, научный сотрудник), Государственном музее А. С. Пушкина (Москва, 1975–1985, научный сотрудник, заведующая отделом), Музее-усадьбе А. С. Грибоедова «Хмелита» (1985–1988, заведующая отделом), Музее кино (Москва, 1988–1999, главный хранитель).

С 1983 года по настоящее время сотрудничает с издательствами «Правда», «Профиздат», «Русская книга», «Слово», «Эксмо», «Три века истории», «Минувшее».
Почётный член Международного общества пушкинистов (Нью-Йорк, с 1999 года), Лауреат премии имени А. Д. Синявского «За благородство и творческое поведение в литературном труде» (2000).

Надежда Тархова — автор множества печатных работ: «От Некрасова до Чехова. Сборник пьес» (М.: Правда, 1984; составитель, автор вступительной статьи и комментариев), «Пушкинские места России» (М.: Профиздат, 1983; составитель, автор статей), «Литературная сказка пушкинского времени» (М.: Правда, 1988; составитель, автор вступительной статьи и примечаний. — Золотая медаль на книжной выставке ВДНХ), «Пушкинские места»: В 2 т. (М.: Профиздат, 1988; составитель, автор статей; 2-е изд. М., Профиздат. 1999. — Золотая медаль на книжной выставке ВДНХ), «А. С.Грибоедов: Жизнь и творчество» (М.: Русская книга, 1994; составитель), «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина»: В 4 т. (М.: Слово, 1999; руководитель проекта, автор текста и комментариев, 2, 3 и 4 тома), «Грибоедовские места» (М.: Минувшее, 2007; составитель, автор статей), «Жизнь Александра Пушкина» (М.: Минувшее, 2010), «Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова» (М.: Минувшее, 2017); «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина»: В 5 т. (1 том — СПб., Нестор-история, 2024; остальные — в печати), а также сборники произведений Пушкина: «Стихотворения» (2005, 2-е изд. — 2012; составитель, автор вступительной cтатьи и комментариев), «Евгений Онегин» (2011, автор вступительной cтатьи и комментариев), «Сказки» (2022, автор вступительной cтатьи и комментариев), «Евгений Онегин» (2023, автор вступительной cтатьи и комментариев).

Кроме того, ею опубликовано более пятидесяти статей по истории русской литературы XIX века в журналах и сборниках («Временник Пушкинской комиссии», «Болдинские чтения», «Альманах библиофила», «Пушкин и его современники», «Вопросы литературы», «Филологические записки», «Арзамас» и другие); в том числе комментарии к академическому собранию сочинений Грибоедова (СПб., 1995–2006; к путевым заметкам «Крым» и Служебным бумагам).

Как редактор и корректор работала над книгами: Салямон Л. С. Постигать сущее: Сборник статей. М.: Минувшее, 2012; Долли Фикельмон. Дневник 1829–1837. М.: Минувшее, 2009 (редакция перевода текста дневника Д. Ф. Фикельмон); В старинном российском иллюзионе: Аннотированный каталог сохранившихся фильмов 1908–1919. М.: Изд. Госфильмофонда, 2013.

С 1975 года — член Всесоюзного общества «Знание», с конца 1970-х до 1985 года — член методического совета общества. На протяжении десятилетий читала в Москве и в других регионах страны лекции по истории русской литературы XIX века, посвящённые творчеству В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, поэтов пушкинского круга (В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского и других), декабристам, В. И. Далю, А. К. Толстому, Л. Н. Толстому, А. П. Чехову, И. А. Бунину и другим писателям.

 

Андрей Шишкин — филолог, специалист по русской литературе XVIII века, эпохе русского модернизма, культуре русского зарубежья, творчеству и биографии Вячеслава Иванова

Номинатор: Всеволод Багно, научный руководитель Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук

 Андрей Борисович Шишкин родился в 1954 году в Ленинграде. В 1974-м — старший научно-технический сотрудник сектора новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР в группе по подготовке Лермонтовской энциклопедии. С 1975 года работал в секторе литературы XVIII века. Участвовал в коллективных трудах: Лермонтовская энциклопедия (М., 1981); Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1–3 (Л., 1988). Ряд работ посвящён творчеству В. К. Тредиаковского. В 1978 году окончил Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова.

В 1986 году уехал в Италию. Профессор университета Салерно с 1998 года. В 2003 году возглавил Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме. Объединил вокруг Центра усилия десятков высококлассных учёных со всего мира, многие из которых защитили диссертации и стали заниматься не только Вячеславом Ивановым, но и в целом русским зарубежьем. Среди них Роберт Бёрд, Марко Саббатини, Джузеппина Джулиано, Майкл Вахтель, Василий Рудич, Памела Дэвидсон. Подготовил девять томов Русско-итальянского архива, в которых опубликованы сотни ценнейших материалов по русско-итальянским и особо — русско-ватиканским культурным отношениям. Ныне новое его начинание, в сотрудничестве с Джузеппе Джулиано, — серия «Встречные течения между Россией и Европой», уже вышел первый выпуск.

Благодаря подвижнической деятельности Андрея Шишкина литературная репутация Вячеслава Иванова в современном мире изменилась, в нём увидели одного из крупнейших писателей. Результатом посреднических усилий Шишкина стали десятки международных конференций и коллективных монографий, посвящённых эпохе русского модернизма, русскому зарубежью, творчеству Вячеслава Иванова, подготовленных и опубликованных в России, Италии, других странах Европы и США.


 

Перейти к голосованию

<     1     >