Мурад Алискеров — основатель книжного мазагина (Махачкала)
Номинатор: литературное агентство Writer's Way
Мурад Сидярович Алискеров родился в 1986 году в Махачкале (Дагестан). В 2007 году окончил финансово-экономический факультет Дагестанского государственного университета. Кандидат экономических наук, доцент Дагестанского гуманитарного института. Мурад Алискеров специализируется на вопросах исламского банкинга, является членом Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, выступил организатором Всероссийской научно-практической конференции «Исламские финансы в российских реалиях». Он успешный предприниматель, победитель независимой Северо-Кавказской национальной премии «Человек года — 2018» в номинации «Бизнесмен года». Одновременно Мурад Алискеров активно занимается общественной и просветительской деятельностью: открыл собственный книжный магазин «ЛяРиба», в котором помимо деловой литературы представлены книги, рассказывающие об истории Кавказа, его традициях, культуре, исторических деятелях и населяющих этот регион народностях. Также в магазине есть большая подборка книг, посвящённых исламу и его истории, философские сочинения, классика, детская литература и современная проза. Созданный Алискеровым книжный магазин — один из немногих в Махачкале, отвечающих актуальным запросам читателей, в том числе представляющих современную переводную прозу. В магазине представлены и книги самого Алискерова, в которых автор делится своими профессиональными знаниями и опытом. Помимо этого Мурад Сидярович занимается организацией благотворительных мероприятий, среди которых приуроченная к Международному дню инвалидов акция «От сердца к сердцу».
Михаил Иванов — руководитель книжного магазина, предприниматель, издатель
Номинатор: издательство «Вита Нова»
Михаил Сергеевич Иванов родился в 1987 году в Ленинграде. Окончил Северо-Западную академию государственной службы, около двух лет был руководителем проектов в книжной сети. С 2012 года — совладелец и руководитель книжного магазина «Подписные издания», который с конца 1980-х годов возглавляла Галина Антоновна Ермакова, его бабушка. В начале 1990-х магазин перестал зависеть от государства, коллектив его приватизировал. В 2000-е годы начали зарождаться первые книготорговые сети, и классический формат магазина утратил свою актуальность. В 2012 году Михаил пришёл на работу в магазин и начал постепенно его менять, чтобы создать книжный магазин европейского формата, магазин мечты.
В 2012 году известный книжный на Литейном проспекте открылся после ремонта. Михаил Иванов полностью обновил образ магазина — от ассортимента до дизайна и организации пространства. «Подписные издания» сотрудничают с небольшими независимыми издательствами, делая ставку на интеллектуальную литературу. Магазин стал двухуровневым, четырёхметровые стеллажи до потолка снабдили мобильными лестницами, на втором этаже оборудовали читальный зал, а на первом выделили дополнительную зону, где можно почитать книгу за чашкой кофе. Внимательные сотрудники, неформальное общение с читателями в социальных сетях, — всё это привлекло в «Подписные издания» читающую аудиторию.
В 2013 году «Подписные» начали выпускать собственные сувениры и открытки, в сотрудничестве со страницей «Страдающее Средневековье» выпустили коллекцию значков с мифическими персонажами, первую партию которых раскупили за считанные часы. Сувениры пользуются неизменным спросом, и в 2022-м был даже создан отдельный бренд «Подписные изделия».
С 2017 года «Подписные издания» — не только книжный магазин, но и издательство. Первой книгой стали «Диалоги с Сокуровым»: записи бесед режиссёра в рамках проекта «Открытая библиотека» и его встреч со слушателями. Сейчас издательская программа «Подписных» насчитывает 26 книг общим тиражом более 70 тысяч экземпляров. Среди них издания Аллена Гинзберга, Федерико Феллини, Фланна О’Брайена, Вирджинии Вулф, Лорри Мур и других всемирно известных аторов.
В том же 2017 году «Подписные издания» начали возвращать магазину исторически принадлежавшие ему площади, открыв второй зал на первом этаже. А в декабре 2020-го года, несмотря на пандемию и связанное с ней сложное положение книжной отрасли, Михаил с помощью уже значительно выросшей команды расширил площадь «Подписных изданий» в пять раз за счёт некогда отобранных у магазина помещений на втором этаже.
В 2018 году команда «Подписных изданий» учредила автономную некоммерческую организацию (АНО) «Культурная и Книжная инициатива». Первым проектом АНО стал «Книжный центр Петербурга»: карта книжных магазинов центральной части города для бесплатного распространения. Проект был осуществлён на собственные средства магазина, а позже эту инициативу поддержали городские власти и предоставили проекту места для социальной рекламы. Карту со слоганом «Не были в книжном — не были в Петербурге» можно было увидеть на многих улицах города. Следующей инициативой АНО стал проект «Дарите друг другу книги»: плакат Алисы Юфа с призывом покупать праздничные подарки близким в книжных магазинах и таким образом помогать книжникам. А в 2021 году АНО и «Подписные издания» организовали конкурс грантов для петербургских издателей, призом в котором стало финансирование издания книги: коллектив магазина выбрал 10 издательских проектов.
В августе 2022 года в рамках празднования 96-летия магазина и 10-летия его второго рождения был устроен городской пикник в Итальянском саду. Это мероприятие стало для Петербурга настоящим книжным праздником, который так давно хотел организовать Михаил. Теперь он мечтает сделать такие праздники ежегодными.
Михаил Иванов прилагает немало усилий к развитию книжного сообщества: регулярно консультирует региональные книжные магазины, входит в рабочую группу по реорганизации книжного магазина («Дом Книги») в «Доме Зингера», закрытого в 2022 году.
За десять лет «Подписные издания» стали важным центром интеллектуальной жизни города и вошли в список популярных достопримечательностей Петербурга.
Наталья Иванова — литературный критик, историк и теоретик литературы, эссеист
Номинатор: Всеволод Багно, независимый эксперт, член жюри премии «Книжный червь»
Наталья Борисовна Иванова родилась в 1945 году в Москве в семье журналистов, участников Великой Отечественной войны. Окончила филологический факультет и аспирантуру Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ). Год проработала в редакции критики и литературоведения издательства «Современник» (1971–1972), затем — в журнале «Знамя»: с 1972 года она редактор отдела поэзии; с 1979-го — член редколлегии, редактор отдела прозы; с 1991-го — заместитель главного редактора, с 1993-го — первый заместитель главного редактора журнала. С 1986 по 1991 год — член редколлегии, редактор отдела поэзии журнала «Дружба народов».
Кандидат филологических наук (МГУ, 1985, тема диссертации: «Юрий Трифонов в современной критике». Доктор филологических наук (Санкт-Петербургский государственный университет, 2007, диссертация на тему «Современная русская литература: метасюжет и его восприятие»). Профессор филологического факультета МГУ (2016–2022).
Автор множества работ о современной и классической русской литературе. Постоянно публикуется в крупных литературных журналах России: «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и других. Вела авторскую колонку на порталах Полит.ру и OpenSpace. Член редакционного совета филологического журнала «Slavika» (Венгрия). Многие из статей Натальи Ивановой переведены и изданы за рубежом. Выступает с докладами о современной русской словесности на российских и международных конференциях, читает лекции в крупнейших университетах Европы, Азии, США. Приглашенный профессор университета Принстон (США,1993).
Председатель Совета ПЭН-Москва, член Международного ПЕН-клуба (Всемирная ассоциация писателей). Академик-учредитель (1997) и президент (1999–2001) Академии русской современной словесности. Президент фонда «Русская литературная инициатива» (с 2009). Учредитель и председатель жюри Российско-итальянской поэтической премии «Белла» (2012–2017). Инициатор учреждения и координатор премии Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть года (2002–2012). Член жюри и эксперт многих литературных премий, член Литературной Академии (жюри национальной литературной премии Большая книга»).
Автор книг: «Проза Юрия Трифонова» (М., 1984), «Точка зрения: О прозе последних лет» (М., 1989), «Гибель богов» (М., 1989), «Освобождение от страха» (М., 1990), «Воскрешение нужных вещей» (М., 1991), «Смех против страха, или Фазиль Искандер» (М., 1991), «Борис Пастернак: Участь и предназначение» (СПб., 2001), «Ностальящее: Собрание наблюдений» (М., 2002), «Пастернак и другие» (М., 2003), «Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век» (СПб., 2003), «Невеста Букера: Критический уровень русской прозы 2003/2004» (М., 2004), «Борис Пастернак: Времена жизни» (М., 2007), «Русский крест: Литература и читатель в начале века» (М., 2011), «Феникс поёт перед солнцем» (М., 2015), «Такова литературная жизнь: Роман-комментарий с ненаучными приложениями» (М., 2017), «Литературный парк с фигурами и беседкой: Избирательный взгляд на русскую прозу 21 века» (М., 2019). Составитель, комментатор, автор предисловий.
Автор и телеведущая биографических документальных циклов о русских нобелиатах Борисе Пастернаке и Иване Бунине. Ведущая мастер-классов на Форумах молодых литераторов (с 2000 года по настоящее время).
Лауреат Царскосельской художественной премии (1998) и премии «Бродский на Искье» (Италия, 2016). Кавалер ордена Почёта (1990).
Феликс Лурье — историк, библиограф
Номинатор: Никита Елисеев, независимый эксперт, лауреат премии «Книжный червь»
Феликс Моисеевич Лурье родился в 1931 году в Ленинграде году в семье известного историка революционного движения Моисея Львовича Лурье (1901–1941). В четырнадцать лет начал трудовую деятельность на Ленинградском судостроительном заводе. Окончив архитектурно-художественное ремесленное училище, работал на стройках, учился и работал в Ленинградском горном институте.
В 1956–1959 годах строил подземные сооружения в Калужской области и Ленинграде, позднее занимался проектированием и испытанием строительных металлических конструкций в институте «Проектстальконструкция» и Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования, руководил лабораторией. В 1977 году защитил диссертацию по динамике сооружений, опубликовал более тридцати статей по испытанию строительных металлических конструкций.
Многие годы занимался изучением русской истории, истории Франции и Италии. Первые три книги, посвящённые русской периодике второй половины XIX — начала XX века, увидели свет в 1986–1988 годах. В 1988 году оставил основную работу для написания книги «Хранители прошлого: Журнал „Былое“: история, редакторы, издатели» (СПб., 1990), незаменимого библиографического пособия по истории русского революционного движения..
Феликс Лурье — автор более чем 200 исторических статей, автор и составитель 46 книг и альбомов, в том числе «Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России» (СПб., 1992; М., 1998; М., 2006.) «Нечаев: Созидатель разрушения» (СПБ., 1994; М., 2001; СПб., 2011), «Блистательный Петербург» (СПб., 2002), «Имперский Петербург» (СПб., 2007), «Абрам Ганнибал: Африканский прадед русского гения» (СПб., 2012), «Флоренция — город гениев: Нетуристический путеводитель» (СПб., 2014), «Обаяние «бумажной» книги» (СПб., 2015; в соавторстве с Ю. В. Шестаковым), «Пушкинист поневоле: Дела и дни П. Е. Щёголева» (СПб., 2017), «Жизнь в обещанном раю» (СПб., 2020).
Несколько работ Феликса Моисеевича посвящены хронологии: «Российская и мировая история в таблицах» (СПб., 2001) содержит синхронистические таблицы хронологий 29 государств и охватывает пять тысячелетий. «Российская история и культура в таблицах» (СПб., 1998) включает синхронистические таблицы, дающие подробнейшую хронологию российской истории, законодательства, религии, просвещения, архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, музыки, театра, литературы и других сфер культуры. «Петербург 1703–1917: История и культура в таблицах» (СПб., 2001) представляет собой синхронистические таблицы, содержит следующие разделы: администрация, законодательство, полиция, наука, религия, просвещение, промышленность, торговля, финансы, архитектура, искусство, литература, музыка, зрелища, музеи, общества, салоны, кружки и другие.
Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Русского ПЕН-центра, лауреат премии «Северная Пальмира» (за первое издание книги «Созидатель разрушения») в номинации «Публицистика» (1995).
Наталья Михайлова — филолог, литературовед-пушкинист
Номинатор: издательство «Вита Нова»
Наталья Ивановна Михайлова родилась в 1947 году в Москве, в первый класс средней школы пошла в Ленинграде, жила в доме Клокачёва на Фонтанке — том самом, где жил А. С. Пушкин после окончания Лицея. Будучи школьницей, собирала свой пушкинский музей и вела «пушкинский дневник» (ежедневно записывала события своей жизни, связанные с Пушкиным). В 1971 году окончила филологический факультет Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1975 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Типология повествования в художественной прозе А. С. Пушкина», в 1988 году — докторскую диссертацию на тему «Творчество А. С. Пушкина и русская ораторская проза первой трети XIX века». С 1969 по настоящее время — лаборант, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина. Автор постоянных экспозиций музея: «А.С. Пушкин и его эпоха», «Дом В.Л. Пушкина на Старой Басманной», выставок в Москве, Самаре, Барселоне, Париже, Дюссельдорфе.
Н. И. Михайлова — автор более 700 статей об А.С. Пушкине, В.Л. Пушкине, литературе и культуре 19 века в научной и научно-популярной печати, в том числе в сборниках Института мировой литературы Российской академии наук (РАН), Института русской литературы РАН, «Временнике пушкинской комиссии» РАН, «Известиях отделения литературы и языка РАН», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Наше наследие», «Наука и жизнь», «Литературной газете». Её статьи также печатались в Польше, США, Англии, Японии.Руководитель, один из составителей и главный редактор, а также автор более ста статей проекта «Онегинская энциклопедия» (Т. 1. М., 1999. Т.2. М., 2004).
Автор 11 книг, в том числе «Собранье пестрых глав» (М., 1994, второе издание — М., 2009), «Витийства грозный дар» (М., 1999), «Бумажный амур» (М., 2005), «А.С. Пушкин. Московские сюжеты» (М., 2013), «Парнасский мой отец» (М., 1983), «Поэма Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед»» (М., 2005, второе издание — СПб., 2011), «Василий Львович Пушкин» (М., 2012, Серия ЖЗЛ), «Барков». (М., 2019,Серия ЖЗЛ), «Психея, задумавшаяся над цветком» (М. 2015). Н. И. Михайловой подготовлено издание «Василий Пушкин. Стихи. Проза. Письма» (М., 1989), репринтные издания «Слова и речи» митрополита Филарета (М. 2014), «Стихотворения Василия Пушкина» (М. 2016).
Наталья Михайлова — профессор, академик Российской Академии образования, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ, кавалер Ордена Дружбы и Медали Пушкина, лауреат премии журнала «Наше наследие» им. Александра Блока, лауреат премии Александра Невского, лауреат премии Александра Солженицына.
Пётр Перевезенцев — художник, иллюстратор
Номинатор: издательство «Вита Нова»
Пётр Юльевич Перевезенцев родился в 1962 году в Москве. В 1985 г. окончил Московский технологический институт, художественно-технологический факультет. В 1987 году вступил в Молодёжное объединение Московского союза художников (МОСХ), в 1989-м — в МОСХ. Живёт и работает в Москве. Область творчества: графика, книжная иллюстрация, живопись, книга художника.
С 1986 года Пётр Перевезенцев активно сотрудничает с московскими издательствами, для которых оформил более 300 книг. Для петербургского издательства «Вита Нова» (СПб.) им созданы графические циклы к семи книгам, в том числе отмеченные наградами «Сердце речаря» Велимира Хлебникова (2009; диплом Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск»), «Столбцы и поэмы» Николая Заболоцкого, «Книга Иова», «Исповедь» Августина Аврелия и «Диалоги» Платона (2014; 2017; 2019; 2022; дипломы Всероссийского конкурса «Образ книги»). В 1999 году при активном творческом участии Петра Перевезенцева было основано книжное издательство «Август», оказавшее большое влияние на развитие детского книгоиздания в России. В издательстве вышли созданные Петром Юльевичем книги: «Библейские сказки» Саши Чёрного, «Золотое платье» Михаила Кузмина, «Повесть о рыжей девочке» Лидии Будогоской, «Обида. Лебеда» Владимира Набокова, «Повести Белкина» А. С. Пушкина и многие другие. В издательстве малотиражной и уникальной книги «Ламартис» вышли в свет «Мы» Евгения Замятина, «Я в сердце века» Осипа Мандельштама, «Город. Стихотворения. Поэмы» Александра Блока (2013; диплом первой степени Всероссийского конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск»), «Пророк» Халиля Джебрана и многие другие. Серия «Книги для самых больших» издательства «Август» и оформленная Петром книга «Снег Мариенбурга» Григория Злотина были награждены дипломом Всероссийского конкурса «Образ книги» (2021).
Кроме книжной, Пётр Перевезенцев активно занимается журнальной иллюстрацией. С 1985 года бессменно сотрудничает с журналом «Химия и жизнь». С 2015 года — с научно-популярным журналом «Кот Шрёдингера». В разные годы продолжительно сотрудничал с журналами «Коммерсант. Деньги», «Эксперт», «Еженедельный Журнал», «Newsweek», «Smart money», «Записки натуралиста», «Водка», «Националь», «Парадокс» и другими.
Состоит в Международном объединении «Книга Художника». В 2014 году награждён дипломом этого объединения «За создание лучшей книги в технике печатной графики» (за книгу «Эразм Роттердамский. Похвальное слово Глупости» (издательство Тимофея Маркова, СПб., 2011)). С 2000 года представляет авторские книги на международных книжных и художественных ярмарках: «Арт-Франкфурт» (2000–2002); «КунстКёльн» (2000); Северогерманская ярмарка печатной графики, Гамбург (2001); Ярмарка печатной графики, Лондон (2002); Ярмарка печатной графики, Оксфорд (2003, 2005); Международная книжная ярмарка, Франкфурт на Майне (2000–2005).
Работы художника хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Государственном Эрмитаже (СПб.), Государственном Русском Музее (СПб.), Государственном литературном музее «ХХ век» (СПб.), Ярославском художественном музее, Калининградском музее изобразительных искусств, Музее Виктории и Альберта (Лондон), Баварской государственной библиотеке (Мюнхен), Государственной библиотеке и государственных музеях Берлина, Музее книги и шрифтового искусства (Музей Клингспора, Оффенбах на Майне, Германия), Саксонской государственной библиотеке (Дрезден), Библиотеке Мангеймского университета (Германия), Музее ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды).
Нина Попова — создатель и многолетний директор Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Номинатор: Яков Аркадьевич Гордин, независимый эксперт, лауреат премии «Книжный червь»
Нина Ивановна Попова родилась в 1941 году в Ленинграде. В 1964 году окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. После года преподавания в альма-матер стала научным сотрудником Всероссийского музея А. С. Пушкина и более двадцати лет руководила Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина на Мойке, 12. В 1989 году стала инициатором и создателем Литературно-мемориального Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Занималась комплектованием фондов и созданием первой музейной экспозиции. В 2003 году создала новую основную экспозицию музея, отмеченную премиями «Лучший музейно-выставочный проект» (конкурс «Лучший международный проект года», 2003) и «Открытие года 2004» (конкурс «Лучшее в Петербурге»). В 2005 году музей с новой экспозицией вошёл в короткий список номинантов премии Европейского музейного форума «Европейский музей года» (Брюссель). В 2009 году он был награжден почётным дипломом жюри премии Межведомственного музейного совета конкурса Союза музеев России «Музейный Олимп». К юбилею музея в 2014–2015 годах завершилась реэкспозиция пространства, для работы над которой Нине Ивановне удалось привлечь лучших российских и международных художников и музейных дизайнеров. Современная экспозиция соответствует высочайшим европейским образцам музейного проектирования.
В 2004 году под руководством Нины Поповой был создан филиал Музея Анны Ахматовой «Музей-квартира Льва Гумилёва». Знаковым событием в жизни музея и города стало создание экспозиции «Американский кабинет Иосифа Бродского» (2005). В 2015 году коллекция пополнилась новыми поступлениями, связанными с жизнью поэта в Америке. В собрании Музея Анны Ахматовой находится более 4000 единиц хранения — это крупнейшая на сегодняшний день коллекция меморий поэта.
Нина Ивановна — автор многих книг и статей, посвящённых культуре Серебряного века, среди которых: «Музей-квартира Пушкина на Мойке» (М., 1989), «Анна Ахматова и Фонтанный дом» (СПб., 1999; в соавторстве с О. Е. Рубинчик), «„И это было так“. Анна Ахматова и Исайя Берлин» (СПб., 2009, 2013; в соавторстве с Т. С. Поздняковой и Л. Ю. Копыловым); «В том доме было…» (СПб., 2019; совместно с Т. С. Поздняковой). Среди заслуг Н. И. Поповой — реализация множества издательских проектов, в том числе альбомы прижизненных портретов Анны Ахматовой «В ста зеркалах» (СПб., 2004), альбомы «Анна Ахматова и её современники на фоне Петербурга — Ленинграда» (СПб., 2003), «Бег времени: Фотолетопись жизни Анны Ахматовой» (СПб., 2010), «Иосиф Бродский: Фотолетопись» (СПб., 2014), публикация писем Льва Гумилёва, а также создание мультимедийных изданий «Тень моя на стенах твоих…» (студия «Март», 1999) и «Семейный портрет на фоне века: Николай Гумилев — Анна Ахматова — Лев Гумилёв» (в соавторстве с Л. Ю. Копыловым, Т. С. Поздняковой, студия «Март», 2006).
Нина Ивановна — организатор выставочных проектов «Рождество в Фонтанном доме», «Детские дни в Санкт-Петербурге», «Музей на 15 дней», музейно-педагогических программ «Музей в чемодане», «Прикосновения» и многих других. Под её руководством было освоено пространство сада Фонтанного дома: теперь в летние месяцы сад становится открытой площадкой для кинопоказов и проведения музыкально-театральных фестивалей.
Нина Ивановна Попова создаёт удивительное смысловое пространство, связанных с текстами книг, личными судьбами писателей, историей литературы и страны, привлекающее посетителя в музей и приобщающее его к книге.
Владимир Петрович Пушанко — редактор сайта памяти Виктора Платоновича Некрасова
Номинатор: Алексей Дмитренко, независимый эксперт, филолог
Владимир Петрович Пушанко родился в 1959 году в городе Донецк (Украина). В 1976 году поступил в Военный инженерный краснознамённый институт имени А. Ф. Можайского (Ленинград). С 1981 по 1997 год проходил службу офицером в ВС СССР и РФ на инженерных должностях в Военно-космических силах.
Дата начала работы над сайтом памяти писателя Виктора Некрасова — www.nekrassov-viktor.com — 2012 год. В этом году однокашник и друг Владимира Пушанко, знаток Киева, полковник запаса, программист Александр Васильевич Немец (1959–2019), начал тесно сотрудничать с приёмным сыном писателя Виктором Кондыревым, живущим во Франции и оставившим у себя часть архива Виктора Некрасова. Именно содержимое этой части парижского архива писателя стало основой сайта. Два года шла подготовительная работа, и в 2014 году сайт был открыт для посетителей. Тогда же Владимир Пушанко подключился к этой работе. Проверял и уточнял информацию, изучал московский период жизни Виктора Некрасова. В 2019 году А. В. Немец скоропостижно скончался, и Владимир Петрович взял на себя функции администратора и редактора сайта.
В 2021 году, программист по специальности, Пушанко перевёл сайт на новое программное обеспечение, позволяющее экономить время при создании новых страниц. Сейчас на сайте 30 разделов и более 2500 страниц, объём данных — около 12 Гб: это произведения Некрасова, фотографии, его статьи, воспоминания о друзьях, рецензии, уникальные выступления на радио «Свобода», воспоминания о писателе (некоторые из них написаны специально для сайта) и многое другое. Ждёт своей очереди новый раздел — «Из писем наших читателей»: их уже больше 12 Гб. На очереди более 1000 новых страниц: переданная В. Л. Кондыревым часть парижского архива писателя, хранящаяся в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург, около 1500 единиц), Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля (Москва), а также недавно найденные документы писателя в архивах Службы безопасности Украины (Киев), Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва, более 120 единиц хранения из архива А. С. Берзер), Мемориальном кабинете Анатолия Васильевича Луначарского (Москва, военные письма писателя матери), архивах Бременского и Гарвардского университетов.
За время существования сайта его создателей поблагодарили многие читатели, работники архивов, западные слависты, авторы документальных фильмов, издательства: первая благодарность — от авторов документального фильма «Больше чем любовь. Виктор и Галина Некрасовы» (2015), последняя — в книге А. Д. Сахаров: Гражданин Вселенной / Составители М. М. Сахарова-Либерман, Л. И. Гурвиц. (М., 2022).
Владимир Солоненко — ведущий научный сотрудник Научного и издательского центра (НИЦ) «Наука» Российской академии наук.
Номинаторы: НИЦ «Наука» Российской академии наук, издательский дом Арт-Волхонка
Владимир Константинович Солоненко родился в 1949 году в местечке Круглое Могилёвской области. В 1976 году окончил Московский полиграфический институт, факультет редактирования печатных изданий. В 1977–1990 годах работал в книжной торговле: товароведом, заместителем директора книжного магазина, директором Московской областной книготорговой базы. С 1990 по 2012 год преподавал в Московском государственном университете печати имени Ивана Фёдорова (бывший Московский полиграфический институт). В 1998 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата филологических наук. С 1998 года — генеральный директор Мособлкниги, в 2006–2014 годах — исполнительный директор Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). В 2006–2013 годы был членом жюри конкурса «Искусство книги. Традиции и поиск», организуемого Ассоциацией книгоиздателей и Московским государственным университетом печати. С 2015 года работает в Научном и издательском центре «Наука» Российской академии наук.
Владимир Константинович Солоненко — автор более 250 публикаций по вопросам издательского дела, книжной торговли, истории книги, библиографии. С 2002 года публикует работы по книжному искусству, среди которых статьи, приуроченные к 50-летию первой публикации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2016), к 25-летию основания петербургского издательства «Красный матрос» (2021), к 20-летию издательских программ «Интерроса» (2021), а также книги: «Конкурс Искусство книги. 1958–1997» (М., 2013; отмечена дипломами конкурсов «Искусство книги стран СНГ» и «Образ книги»); «Искусство книги и книги „Искусства“: О драматургической серии издательства „Искусство“» (М., 2014); «Юло Соостер как иллюстратор» (М., 2016; отмечена дипломом номинанта конкурса Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям «Книга года» в номинации «Humanitas»); «Художник книги Лев Збарский» (М., 2020; отмечена дипломом номинанта конкурса АСКИ «Лучшие книги года» в номинации «Книга по искусству. Фотоиздание»). Владимир Константинович — автор публикаций о художниках книги Владимире Медведеве, Юрии Соболеве, Сергее Бархине и других, а также о различных аспектах книжного искусства.
|