ГЛАВА I
20
и по-настоящему утвердившись в обществе, он мог позволить себе
быть самим собой и прямо заявлял, что успеха в жизни добился сам,
без чужой помощи, упорно следуя собственным путем.
Однако в молодые годы Диккенса стремление обязательно под-
черкнуть, что тот или иной человек происходит из дворянской семьи,
весьма ощутимо в его романах и письмах. (Кто такой мистер Пиквик,
если не джентльмен, располагающий независимыми средствами? Кэт
и Николас Никльби вызывают к себе сочувствие, потому что они из
недавно обедневшей дворянской семьи. Оливер Твист дворянин по
рождению.) Это пристрастие к дворянству, конечно, было семейным
и передалось ему от родителей. С социальной точки зрения Диккенс
начал свою жизнь за пределами того круга, к которому мечтал при-
надлежать.
По свидетельству людей, хорошо знавших Диккенсов, семья эта
была не без гонора. Мотоватый и не имевший лишних денег отец
еще до неизбежной финансовой катастрофы постоянно переживал
то периоды относительного благополучия, то времена полного безде-
нежья, что не мешало Диккенсу-старшему подчеркивать, что они —
Экслибрис Чарльза Диккенса
Гравюра работы неизвестного мастера.
Не ранее 1836
(?)