ДЕТСТВО
19
играют на чужие деньги и делают всякие такие вещи?.. Ах, да! Что-то
аристократическое!»
В рассказе о том, с каким женским достоинством парировала Кэт
Никльби пьяные атаки сэра Мальбери Хоука и как ее брат Николас
храбро и мужественно ринулся на возможного соблазнителя сестры,
выразилось сопротивление мелкого дворянства последним нелов-
ким выпадам наглой аристократии. Мелодраматический язык этих
сцен наводит на мысль, что они пришли скорее с подмостков, чем
из жизни. И все же для читателя этого романа, опубликованного
в 1839 году, в них была, очевидно, своя жизненная правда. Со вре-
менем эта потребность социального самоутверждения у Диккенса
ослабевает, хотя нельзя сказать, что он когда-либо полностью освобо-
дился от распространенного в Англии снобизма: он любил говорить
о стаффордширских предках отца и, как это ни прискорбно, до
конца дней своих пользовался в качестве экслибриса поддельным
дворянским гербом. Впрочем, став писателем с мировым именем
Элизабет Диккенс
Портрет работы Дж. У. Гилберта. Не ранее 1851