ДЕТСТВО
            
            
              19
            
            
              играют на чужие деньги и делают всякие такие вещи?.. Ах, да! Что-то
            
            
              аристократическое!»
            
            
              В рассказе о том, с каким женским достоинством парировала Кэт
            
            
              Никльби пьяные атаки сэра Мальбери Хоука и как ее брат Николас
            
            
              храбро и мужественно ринулся на возможного соблазнителя сестры,
            
            
              выразилось сопротивление мелкого дворянства последним нелов-
            
            
              ким выпадам наглой аристократии. Мелодраматический язык этих
            
            
              сцен наводит на мысль, что они пришли скорее с подмостков, чем
            
            
              из жизни. И все же для читателя этого романа, опубликованного
            
            
              в 1839 году, в них была, очевидно, своя жизненная правда. Со вре-
            
            
              менем эта потребность социального самоутверждения у Диккенса
            
            
              ослабевает, хотя нельзя сказать, что он когда-либо полностью освобо-
            
            
              дился от распространенного в Англии снобизма: он любил говорить
            
            
              о стаффордширских предках отца и, как это ни прискорбно, до
            
            
              конца дней своих пользовался в качестве экслибриса поддельным
            
            
              дворянским гербом. Впрочем, став писателем с мировым именем
            
            
              Элизабет Диккенс
            
            
              
                Портрет работы Дж. У. Гилберта. Не ранее 1851