ГЛАВА I
            
            
              18
            
            
              Фанни Бёрни — Эвелина и Сесилия* — могли опасаться, что их ос-
            
            
              корбит или даже похитит какой-нибудь знатный повеса. Героиня
            
            
              Джейн Остин — Элизабет Беннет уже дает отпор аристократическо-
            
            
              му высокомерию леди Кэтрин де Бёр**: нынче, мол, люди не терпят
            
            
              покровительственного тона — времена не те. В дни юности Диккен-
            
            
              са — свидетельство тому его ранние романы и очерки — цвет арис-
            
            
              тократии открыто позволял себе нагличать и обирать простодушных,
            
            
              как это было принято у щеголей и повес XVIII века. Вспомним, как
            
            
              говорила мисс Питоукер в «Николасе Никльби»: «Есть что-то в его
            
            
              наружности очень… боже мой… боже мой, как это слово? Как это на-
            
            
              зывается, когда лорды сбивают дверные молотки, бьют полисменов,
            
            
              *?Героини романов английской писательницы Френсис (Фанни) Бёрни
            
            
              «Эвелина» (1778) и «Сесилия» (1781).
            
            
               **?Персонажи из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», напи-
            
            
              санного в 1796–1797 гг. и опубликованного в 1813 г.
            
            
              Джон Диккенс
            
            
              
                Портрет работы Дж. У. Гилберта. Не ранее 1851