ГЛАВА I
18
Фанни Бёрни — Эвелина и Сесилия* — могли опасаться, что их ос-
корбит или даже похитит какой-нибудь знатный повеса. Героиня
Джейн Остин — Элизабет Беннет уже дает отпор аристократическо-
му высокомерию леди Кэтрин де Бёр**: нынче, мол, люди не терпят
покровительственного тона — времена не те. В дни юности Диккен-
са — свидетельство тому его ранние романы и очерки — цвет арис-
тократии открыто позволял себе нагличать и обирать простодушных,
как это было принято у щеголей и повес XVIII века. Вспомним, как
говорила мисс Питоукер в «Николасе Никльби»: «Есть что-то в его
наружности очень… боже мой… боже мой, как это слово? Как это на-
зывается, когда лорды сбивают дверные молотки, бьют полисменов,
*?Героини романов английской писательницы Френсис (Фанни) Бёрни
«Эвелина» (1778) и «Сесилия» (1781).
**?Персонажи из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», напи-
санного в 1796–1797 гг. и опубликованного в 1813 г.
Джон Диккенс
Портрет работы Дж. У. Гилберта. Не ранее 1851