18
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Формирование у ребенка привычки, а вслед за ней любви к на-
уке и возможности получать от нее удовольствие во многом за-
висит на первых порах от хорошего учителя.
Об этом Иван Владимирович напишет на склоне лет, от-
кликнувшись на просьбу иваново-вознесенского «ситцевого
короля» Дмитрия Геннадиевича Бурылина прислать автобио-
графию для издаваемой им «Истории города Иваново-Возне-
сенска». Цветаев пишет о себе в третьем лице.
Детские годы его… прошли в погосте Талицах, в семи верстах
от Иваново-Вознесенска, куда почтенный о. Владимир Цветаев,
пользовавшийся особым уважением целой округи, был переведен
на службу. Первоначальной школой служило ему Шуйское духов-
ное училище, в 50-х годах прошлого века находившееся под управ-
лением Ив<ана> Петр<овича> Чуриловского, замечательно-доб-
рого и разумного старца, педагога, в жизни не знавшего других
интересов, кроме пользы своих учеников. Получая 300 руб<лей>
в год содержания, И. П. Чуриловский отдавал ученикам не только
все будни, но и воскресенья и праздники, когда он (разумеется,
бесплатно) собирал к себе в единственную комнатку, служившую
ему квартирой, лучших учеников для упражнений в переводах
латинских авторов. И. П. Чуриловскому профессор И. В. Цвета-
ев обязан любовью к латинской литературе и научным занятиям
вообще
*
.
Иван Владимирович понимал, что дорогие ему строки об
отце и самоотверженном учителе латыни могут не войти в крат-
кую биографическую справку, как необязательные лирические
отступления, поэтому к письму Д. Г. Бурылину он прибавляет
постскриптум:
P. S. Усерднейше прошу не исключать написанного мною об
отце моем Владимире Васильевиче Цветаеве и о моем учителе
И. П. Чуриловском: это были, воистину, редкостные, исключи-
тельные люди, каждый в своей жизненной доле
**
.
Своим самозабвением и бескорыстием смотритель духов-
ного училища Иван Петрович Чуриловский, знаток древних
языков, напоминал талицкого дьячка Матвея Андреича. До-
полнительные бесплатные занятия латынью Чуриловский уст-
раивал в те годы, когда реформа российского гимназического
образования, вызванная страхом перед революционными собы-
тиями в Европе, резко сократила долю латыни и особенно древ-
негреческого, как предметов, способных зародить в учениках
*
Кочеткова Г. К.
Дом Цветаевых. С. 241, 243.
** Там же. С. 241.