Стр. 21 - Пионеры

Упрощенная HTML-версия

17
В УЧЕНИИ. НАДПИСИ ОСКОВ
В моем отрочестве, в годах до университета нищета и жестокая
суровая школа провинциальных школьников…Можете, а Вы даже
и не можете представить, какие были помещения, одежда, пита-
ние школьника…
*
На каникулах отец приезжал за сыновьями, чтобы забрать
их в Талицы. Усаживал в повозку, укладывал детские узелки,
сам садился где придется и бережно вез своих мальчиков до-
мой. Но каникулы, как все хорошее, пролетали быстро, и на-
ставала пора возвращаться «к наукам».
Для Вани само учение не было каторгой. Оно с малолетства
доставляло ему радость. Каторгой были условия обучения, быт
бурсаков.
Как учили?
Требования твердых знаний и полного послушания подкреп-
лялись телесными наказаниями (хоть дни розги и были сочтены,
но на долю братьев Цветаевых она еще выпала). Врач и писатель
Сергей Яковлевич Елпатьевский, учившийся вместе с Дмитрием
Цветаевым чуть позже Ивана, рассказывал, что редко на уроках
дело обходилось без наказания. Обыкновенно не один, а пять-
шесть учеников за урок«ложилисьподрозгу»**.Правёжнастолько
вошел в обиход, что у многих детей выработалось «философское
отношение» к порке как к чему-то неизбежному. Ну, мол, выпоро-
ли…Ну и что? Зато не зубри, не мучься… Вряд ли Ваню коснулась
такая «закалка»: учился он хорошо и нрава был тихого. Напротив,
в награду за успехи и усердие ему подарили книгу «Руководство
к познанию древней истории». Однако страдание или бравада
других мальчиков — озорников, лодырей или малоспособных
к учебе — вызывали в прилежном ученике не злорадство, а состра-
дание, не кичливость собой и своим умом, а еще большее трудо-
любие, скромность, сдержанность. Он не был выскочкой. Он не
лез на глаза. Лишенный высокомерия, он подкупал и товарищей,
и учителей необыкновенной тягой к знаниям. Наука стала его ку-
миром уже тогда, когда он только осваивал азы уездной латыни.
Ни тоска бурсацкой зубрежки, ни готовая вот-вот просвистеть
в воздухе розга не могли поколебать в его глазах авторитет науки.
Согласно словарю Фасмера, слово «наука» родственно сло-
вам «навык», «привыкать». Кроме того, слово «наука» тяготе-
ет к древнеиндийскому «ucyati» — «находить удовольствие»***.
* Письмо И. В. Цветаева В. С. Голенищеву от 24 января 1911 г. // Париж-
ский центр В. С. Голенищева. Ксерокопия в архиве ОР ГМИИ.
** НИОР РГБ. Ф. 356.3.42. Л. 47.
***
Фасмер М.
Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987.
С. 180.