19
В УЧЕНИИ. НАДПИСИ ОСКОВ
дух республиканских свобод. Правительство повело борьбу
с «архаичными» и опасными предметами, увеличивая за их
счет число часов, отводимых на точные науки. Однако увле-
ченность Чуриловского латынью успела передаться Цветаеву,
искавшему не столько актуальной пользы естественного зна-
ния, сколько глубины культурных корней.
Чуриловский прожил долгую жизнь, но старость его была
печальной. После несправедливого увольнения с должности
он заболел душевно и окончил свои дни в Боголюбовском мо-
настыре на Нерли, тогда как его ученики показывали блестя-
щее знание латинского языка на вступительных экзаменах
в семинарию.
В Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии
Иван Цветаев получил знания, необходимые будущему свя-
щеннику: он изучал Священное Писание, герменевтику (тол-
кование текстов), историю Церкви, христианскую археоло-
гию, догматическое, нравственное и пастырское богословие,
пасхалию (определение времени подвижных по срокам право-
славных праздников), а также латынь, древнегреческий, древ-
нееврейский, немецкий и французский языки. Однако путь
церковного служения не привлекал его. В те годы семинаристы
искали себя не только в священнослужительстве, но и в свет-
ских науках (медицине, математике, филологии, педагогике),
в литературе. Иван выбирал между медициной и преподава-
нием. Поначалу выбор его пал на Медико-хирургическую акаде-
мию в Петербурге, однако проучившись в ней совсем недолго,
Здание Шуйского духовного училища
Конец XIX
—
начало XX в.