38
Ф
ОТОГРАФ
В
ИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ
Ч
АРЛЬЗ
Л
ЮТВИДЖ
Д
ОДЖСОН
Он позволил получать более качественные изображения, а также сокра-
тил время выдержки, что, конечно же, облегчало жизнь позирующим
моделям, но ни в коей мере — самому фотографу. Нам, вооруженным
нынешними зеркальными фотокамерами и миниатюрными гаджетами,
остается только посочувствовать пионерам фотографического дела, сре-
ди которых оказался и Льюис Кэрролл. Впрочем, стоит признать, что
Кэрролл вряд ли принял бы наше сочувствие, ведь подобное увлечение
вполне соответствовало характеру и темпераменту дотошного, чрезмер-
но пунктуального и аккурат-
ного Чарльза Доджсона. Хотя
как тут не вспомнить с некото-
рой долей ностальгии те вре-
мена, когда и для нас печать
фотографий была делом не-
простым, требующим време-
ни и усилий, но тем не менее
увлекательным, а долгождан-
ной наградой за все труды слу-
жило именно «проявление»
снимка в кювете.
«Это моя единственная
забава — полагаю, она заслу-
живает серьезного отноше-
ния»
7
, — отметит Кэрролл
в своем дневнике.
Эта «единственная заба-
ва» вскоре становится делом
чрезвычайно важным в его
жизни. И хотя Кэрролл счи-
тается любителем, фотография оказалась для него не просто увлечением
в часы досуга, она позволила ему реализовать свою неудовлетворенную
страсть к рисованию. Кэрролл мечтал стать художником, много рисовал,
а в 1855 году отправил серию своих рисунков в «Юмористическое при-
ложение к „Таймс“», но редакция их отвергла. Заметим, что 1855-й — это
год пробуждения его интереса к фотографии (разговор об этом нам еще
предстоит). Видимо, он вынужден был признать, что для рисовальщика
ему не хватает таланта. Косвенно Кэрролл признáет это много позже —
в своем дневнике во время путешествия в Россию летом 1867 года. «Фото-
графия получилась бы чудесная, — пишет Кэрролл, не имея под рукой
собственной фотокамеры, — но у меня не хватило способностей худож-
ника, чтобы нарисовать эту группу».
Гравюра в изд.: Gernsheim H.
Lewis Carroll
photographer. N. Y.: Dover publications, 1969