Стр. 43 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

Еще одним мотивом, укрепившим интерес Кэрролла к фотографии,
а позже и убедившим его в значимости этого увлечения, видимо, стано-
вится извечное человеческое желание «остановить прекрасное мгнове-
нье». Пусть вымышленный, но очень убедительный диалог звучит в кни-
ге Кристины Бьёрк «Приключения Алисы в Оксфорде» (1993):
«„Странно, что вы не изобрели машину времени”, — сказала Алиса.
〈...〉
— „Но у меня она есть“, — ответил мистер Доджсон. „Есть? — уди-
вилась Алиса. — Почему же вы нам ее не показали?” — „Это моя каме-
ра, — сказал мистер Додж-
сон. — На той фотографии,
где ты в венке, я остановил
время“».
Кэрролл мучительно пы-
тался остановить время, про-
веденное в обществе своих
юных друзей, и, кажется, на
тот довольно значительный
его отрезок, который требо-
вался на экспозицию фото-
пластины, ему это удавалось.
В его распоряжении были
1–2 минуты, чтобы уловить самую суть детства, да и в конечном счете са-
мой жизни и увековечить и то и другое в отпечатке.
Фотография отвечала воображению будущего автора сказок об Алисе,
а может быть, и формировала его воображение, его своеобразный взгляд
на окружающую его действительность, подводя к мысли, что все не так
очевидно в этом мире и видим мы вовсе не то, что есть на самом деле.
Сквозь линзу камеры мир оказывался перевернутым вверх тормашками,
большие вещи выглядели маленькими, невидимое становилось видимым,
негатив — позитивом, а трехмерный мир оказывался втиснут в два изме-
рения — и только фотографу удавалось на мгновенье заглянуть в иной
мир, в зазеркалье. И... увидеть там Папу Вильяма, стоящего вверх нога-
ми, зеркальных или даже «негативно-позитивных» близнецов Труляля и
Траляля, вечно повторяющих: «Задом наперед, совсем наоборот!», уви-
деть парящую в воздухе улыбку без еще не «проявившегося» Чеширско-
го Кота.
Рисунок Л. Кэрролла к стихотворению
«Папа Вильям» из его рукописи
«Приключения Алисы под землей» (1864)
18
МАРТА 1856 ГОДА