Стр. 14 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

10
до разделения двух народов, сохранилось, по преданию, в обоих; или, родив-
шись у одного народа, распространилось и на другие; илиже, наконец, поверье,
по свойству и отношениям своим к человеку, возникло тут и там независимо
одно от другого. В этом отношении есть много ученых указаний у г. Снегирева.
Сочинитель настоящей статьи ограничился одними только поверьями русско-
го народа или даже почти исключительно тем, что ему случилось собрать среди
народа; посему статья эта вовсе не есть полное исследование этого предмета,
а только небольшой сборник, или собрание, подручных в настоящее время
запасов*.
Север наш искони славится преимущественно большим числом и разно-
образием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая
часть этого не перешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари север-
ной полосы отличаются также злобою своею, и все рассказы о них носят на
себе этот отпечаток. На Юге видим более поэзии, более связных, сказочных
и забавных преданий и суеверий, в коих злобные чернокнижники являются
только как необходимая прикраса, для яркой противоположности. Нигде не
услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем; нигде нет
столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.
Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, горо-
дами, селами, городищами, озерами и пр., не могли войти в эту статью глав-
нейше потому, что такое собрание вышло бы ныне еще слишком неполно и от-
рывочно. Если бы у нас много лет сряду занимались повсеместно сбором этих
преданий, тогда только можно бы попытаться составить из них что-нибудь
целое. Но предания эти гибнут невозвратно; их вытесняет суровая веществен-
ность, которая новых замысловатых преданий не рождает.
Все на свете легче осмеять, чем основательно опровергнуть, иногда даже
легче, нежели дать ему веру. Подробное, добросовестное разбирательство,
сколько в каком поверье есть или могло быть некогда смысла, на чем оно осно-
вано и какую ему теперь должно дать цену и где указать место, — это нелегко.
Едва ли, однако же, можно допустить, чтобы поверье, пережившее тысячеле-
тия и принятое миллионами людей за истину, было изобретено и пущено на
ветер без всякого смысла и толка. Коли есть поверья, рожденные одним толь-
ко праздным вымыслом, то их очень немного; и даже у этих поверий есть, по
крайней мере, какой-нибудь источник, например: молодцеванье умников или
* Я с намерением не перечитывал теперь сочинений ни г. Снегирева, ни г. Са-
харова. Я даю только сборник, запас, какой случился. Праздничных обрядов я мало
касаюсь, потому что предмет этот обработан г. Снегиревым; а повторения того, что уже
помещено в «Сказаниях» г. Сахарова, произошли случайно, из одного и того же ис-
точника. Я дополнил статью свою из одной только печатной книги: «Русские суеве-
рия» Чулкова, в которой, впрочем, весьма немного русского. (
Здесь и далее примеч.
В. И. Даля.
)