9
ВСТУПЛЕНИЕ
Шиллер сказал: «И в детской игре кроется иногда глубокий смысл»,
а Шекспир: «И на небе и на земле есть еще много такого, чего мудрецы
ваши не видывали и во сне». Это можно применить к загадочному предмету,
о коем мы хотим поговорить. Дух сомнения составляет свойство добросо-
вестного изыскателя; но само по себе и безусловно, качество сие бесплодно и
даже губительно. Если к этому еще присоединится высокомерное презрение
к предмету, нередко служащее личиной невежества особенного рода, то со-
мнение, или неверие, очень часто бывает лицемерное. Большая часть тех, кои
считают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всеми
народными предрассудками без разбора, сами верят им втихомолку или, по
крайней мере из предосторожности, на всякий случай, не выезжают со двора
в понедельник и не здороваются через порог.
С другой стороны, если и смотреть на поверья народа вообще как на суе-
верие, то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная
частица народной жизни; это путы, кои человек надел на себя — по своей ли
вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, — но в коих он
должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Но где
и когда можно или должно сделать то или другое — этого нельзя определить,
не разобрав во всей подробности смысла, источника, значения и силы каждого
поверья. И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать,
если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.
Поверьем
называем мы вообще всякое укоренившееся в народе мнение,
или понятие, без разумного отчета основательности его. Из этого следует, что
поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется
собственно
суеверием
или, по новейшему выражению,
предрассудком
. Между
этими двумя словами разницы мало; предрассудок — понятие более тесное
и относится преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам,
что, как и когда делать или не делать. Из этого усматривается, еще в третьем
значении, важность предмета, о коем мы говорим; он дает нам полную карти-
ну жизни и быта известного народа.
Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у мно-
гих они довольно схожи между собою, указывая на один общий источник
и начало, которое может быть трех родов: или поверье, возникшее в древности,