19
В
низ
по
кроличьей
норе
Тогда она принялась смотреть по сторонам и заметила, что стены
колодца были уставлены шкафами и книжными полками; кое-где
висели на гвоздиках картины и карты. Пролетая мимо одной из по-
лок, она прихватила с нее банку с вареньем; на банке было напи-
сано «АПЕЛЬСИНОВОЕ», но, увы! — она оказалась пустой. Алиса
побоялась бросить банку вниз — как бы не убить кого-нибудь! —
и умудрилась на лету сунуть ее в какой-то шкаф
3
.
«Вот это упала так упала! — подумала Алиса. — Упасть с лест-
ницы для меня теперь пара пустяков. А наши решат, что я ужасно
смелая. Да свались я хоть с крыши, я бы и то не пикнула!»
Вполне возможно, что так оно и было бы.
А она все падала и падала. Неужели этому
не будет конца
?
— Интересно, сколько миль я уже пролетела? — сказала Алиса
вслух. — Я, верно, приближаюсь к центру земли. Дайте-ка вспо
мнить… Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…
Видишь ли, Алиса выучила кое-что в этом роде на уроках в класс-
ной, и, хоть сейчас было не самое подходящее время показывать
свои познания — никто ведь ее не слышал, — она никак не могла
удержаться.
3
Американский математик и писатель Мартин Гарднер (1914–2010) по
этому поводу замечает: «Кэрролл, конечно, прекрасно понимал, что
при обычном свободном падении Алиса не смогла бы ни уронить бан-
ку (она осталась бы перед ней в подвешенном состоянии), ни снова по-
ставить ее на полку (скорость падения была бы слишком большой).
Следует отметить, что в главе 8 своего романа „Сильви и Бруно“ Кэр-
ролл описывает сложности, связанные с чаепитием в падающем доме,
а также в доме, который едет вниз с равномерно возрастающим уско-
рением, в известном смысле предвосхищая знаменитый „мысленный
эксперимент“, в котором Эйнштейн использовал воображаемый па-
дающий лифт для того, чтобы объяснить некоторые аспекты теории
относительности». Это и последующие наблюдения М. Гарднера взя-
ты из его книги «Аннотированная Алиса» (The Annotated Alice
. Alice’s
Adventures in Wonderland and Through the Looking-Glass
by Lewis Carroll.
N. Y., 1960) — развернутых комментариев к двум сказкам Кэрролла,
раскрывающих их научный смысл, а также литературный, пародий-
ный и биографический фон, на котором они возникли.