18
А
лиса
в
С
т ране
чудес
Конечно, ничего
удивительного
в этом не было. Правда, Кролик
на бегу говорил:
— Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю.
Но и это не показалось Алисе
особенно
странным. (Вспоминая об
этом позже, она подумала, что ей следовало бы удивиться, однако
в тот миг все казалось ей вполне естественным.) Но когда Кролик
вдруг
вынул часы из жилетного кармана
и, взглянув на них, помчал-
ся дальше, Алиса вскочила на ноги — тут ее осенило: ведь никогда
раньше она не видела кролика с часами, да еще с жилетным кар-
маном в придачу! Сгорая от любопытства, она побежала за ним по
полю и только-только успела заметить, что он юркнул в нору под
зеленой изгородью.
В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как
она будет выбираться обратно.
Нора сначала шла прямо, ровная, как туннель, а потом вдруг
круто обрывалась вниз
2
; не успела Алиса и глазом моргнуть, как
начала падать, словно в глубокий колодец.
То ли колодец был очень глубок, то ли падала она очень мед-
ленно, только времени у нее было достаточно, чтобы оглядеться и
поразмыслить, что же будет дальше. Сначала она попыталась раз-
глядеть, что внизу, но там было темно, и она ничего не увидела.
2
В первой главе особенно ясно чувствуется, что сказка возникла как им-
провизация, «на ходу». Сам Кэрролл так впоследствии вспоминал об
этом (в статье «Алиса на сцене»): «...Я ясно помню, как в отчаянной
попытке придумать что-то новое я для начала отправил свою герои-
ню вниз по кроличьей норе, не имея ни малейшего понятия о том,
что же случится с нею позже». Импровизационный характер первых
эпизодов чувствуется и в особой разговорной интонации, и в прямых
намеках на слова и события хорошо известные девочкам Лидделл.
Название первой главы сказки Кэрролла давно уже приобрело ши
рокую известность; оно цитируется так же часто по самым различ-
ным поводам, как и название самой сказки. «Вниз по кроличьей
норе» — так назвала свою книгу очерков по детской литературе аме-
риканская писательница Сельма Лейнз (
Lanes, S.
Down the Rabbit-
Hole. Adventures and Misadventures in the Realm of Children’s Litera-
ture. N. Y., 1971).