31
ЭВРИКА
Здесь кончаются мои выдержки из этого весьма необъ-
яснимого и, быть может, несколько дерзкого послания; и,
быть может, было бы безумием пояснять в каком-либо от-
ношении химерические, чтобы не сказать — революцион-
ные, фантазии автора — кто бы он ни был, — фантазии,
столь резко враждующие с благопринятыми и благоуста-
новленными мнениями этого века. Приступим же опять
к законному нашему тезису —
Вселенной
.
Этот замысел допускает выбор между двумя способами
рассуждения: мы можем
вос
ходить или
нис
ходить. Начиная
с нашей собственной точки зрения, с Земли, на которой мы
стоим, мы можем перейти к другим планетам нашей систе-
мы, оттуда к Солнцу, оттуда к нашей системе, рассматри-
ваемой собирательно, и оттуда, через другие системы, не-
определенно вовне; или, начиная на высоте с?какой-нибудь
точки, так определенной, как мы это можем сделать или
вообразить, мы можем нисходить до обиталища Человека.
Обычно, то есть в заурядных рассуждениях по астрономии,
усвоен, с некоторыми оговорками, первый из двух этих спо-
собов: это на основании того очевидного довода, что раз
астрономические
данные
только и первоосновы являются
предметом исследования, таковая цель наилучше достига-
ется при поступательном шествии от наиболее известного,
ибо близкого, впредь до точки, где всякая достоверность
теряется в отдаленном. Для моей настоящей цели, однако,
для того, чтобы сделать ум способным получить, как бы
издали и с одного взгляда, отдаленное представление
само-
отдельной
Вселенной — ясно, что нисхождение от малого
к?великому — до крайних пределов от средоточий (если б
мы могли установить какое-нибудь средоточие) — к концу от