32
Эдгар Аллан По
начала (если б мы могли вообразить какое-нибудь начало)
было бы путем предпочтительным, ежели бы не трудность,
если не невозможность представить этим путем неастроно-
мически мыслящему картину, сколько-нибудь постижимую
касательно таких соображений, которые включены
в?коли-
чество
— то есть в число, величину и расстояние.
Но отчетливость — понимаемость, во всех отношениях,
есть первичная черта в общем моем замысле. В предметах
важных лучше быть в доброй мере многословным, неже-
ли хоть сколько-нибудь темным. Неясность есть качество,
несоприсутствующее в каком-либо предмете
самом по себе
.
Все сходно в легкости понимания для того, кто приближа-
ется к чему-нибудь по соразмеренным, в должной степени,
ступеням. Лишь потому, что тут и там забывчиво пропус-
тили ступеньку на нашей дороге к дифференциальному
исчислению, оно не столь же совершенно просто, как ка-
кой-нибудь сонет мистера Соломона Сисо.
Итак, чтобы не допускать никакой
возможности
для лже-
понимания, я считаю благопригодным говорить так, как
если бы даже наиболее явные очевидности, относящиеся
к?астрономии, были неизвестны читателю. Сочетая два спо-
соба рассуждения, на которые я указывал, я задаюсь целью
воспользоваться выгодами, свойственными каждому, — и,
совсем особенно,
повторением частностей
, которое будет
неизбежным, как следствие замысла. Начиная с нисхождения,
я оставлю для возвращения вверх те необходимые сообра-
жения о
количестве
, на которые намек был уже сделан.
Начнем же сразу с этого самого простого из слов —
«Бесконечность». Это слово, так же как слова «Бог», «дух»
и некоторые другие выражения, коих равнозначащие