25
ЭВРИКА
ни в каком случае
не может быть принята как мерило ак-
сиомной истины? Таким образом, вся — абсолютно
вся
его
аргументация — на море без руля. Пусть не указывают, что
исключение из общего правила должно быть сделано в тех
случаях, где „невозможность понять“ столь особливо велика,
как когда нас призывают понять, что дерево
есть
и дерево,
и не дерево. Пусть не пытаются, говорю я, настаивать на
такой глупости; ибо, во-первых, нет
ступеней
„невозмож-
ности“ и, таким образом, никакое невозможное представле-
ние не может быть
более
особливо невозможным, чем дру-
гое невозможное представление; во-вторых, мистер Милль
сам — без сомнения, после окончательного рассмотрения
самым четким и самым основательным образом — устра-
нил всякую возможность исключения — взнесенностью
своего положения, что
ни в каком случае
способность или
неспособность понять не может быть принята как мерило
аксиомной истины; в-третьих, если бы даже исключения
были вообще допустимы, нужно показать, каким образом
какое-либо исключение допустимо
здесь
. Что дерево может
быть сразу и деревом, и не деревом, это мысль, которую
ангелы или дьяволы
могут
принять и которую, без со-
мнения, многие из земных бедламитов или трансценден-
талистов
принимают
.
Но если я ссорюсь с этими древними, — продолжает
автор письма, — это не
столько
по причине прозрачной
легковесности их логики — которая, говоря на чистоту,
была безосновной, ничего не стоящей и совершенно фан-
тастической, — сколько по причине их широковещательного
и напыщенного возбранения всех
других
дорог к Истине,
кроме двух узких и кривых тропинок — по одной ползти,