25
            
            
              
                ЭВРИКА
              
            
            
              ни в каком случае
            
            
              не может быть принята как мерило ак-
            
            
              сиомной истины? Таким образом, вся — абсолютно
            
            
              вся
            
            
              его
            
            
              аргументация — на море без руля. Пусть не указывают, что
            
            
              исключение из общего правила должно быть сделано в тех
            
            
              случаях, где „невозможность понять“ столь особливо велика,
            
            
              как когда нас призывают понять, что дерево
            
            
              есть
            
            
              и дерево,
            
            
              и не дерево. Пусть не пытаются, говорю я, настаивать на
            
            
              такой глупости; ибо, во-первых, нет
            
            
              ступеней
            
            
              „невозмож-
            
            
              ности“ и, таким образом, никакое невозможное представле-
            
            
              ние не может быть
            
            
              более
            
            
              особливо невозможным, чем дру-
            
            
              гое невозможное представление; во-вторых, мистер Милль
            
            
              сам — без сомнения, после окончательного рассмотрения
            
            
              самым четким и самым основательным образом — устра-
            
            
              нил всякую возможность исключения — взнесенностью
            
            
              своего положения, что
            
            
              ни в каком случае
            
            
              способность или
            
            
              неспособность понять не может быть принята как мерило
            
            
              аксиомной истины; в-третьих, если бы даже исключения
            
            
              были вообще допустимы, нужно показать, каким образом
            
            
              какое-либо исключение допустимо
            
            
              здесь
            
            
              . Что дерево может
            
            
              быть сразу и деревом, и не деревом, это мысль, которую
            
            
              ангелы или дьяволы
            
            
              могут
            
            
              принять и которую, без со-
            
            
              мнения, многие из земных бедламитов или трансценден-
            
            
              талистов
            
            
              принимают
            
            
              .
            
            
              Но если я ссорюсь с этими древними, — продолжает
            
            
              автор письма, — это не
            
            
              столько
            
            
              по причине прозрачной
            
            
              легковесности их логики — которая, говоря на чистоту,
            
            
              была безосновной, ничего не стоящей и совершенно фан-
            
            
              тастической, — сколько по причине их широковещательного
            
            
              и напыщенного возбранения всех
            
            
              других
            
            
              дорог к Истине,
            
            
              кроме двух узких и кривых тропинок — по одной ползти,