26
Эдгар Аллан По
по другой волочиться, — каковыми, в своем невежествен-
ном извращении, они осмеливались тюремно ограничить
Душу — Душу, которая ничего так не любит, как пари?ть
в тех областях безграничной интуиции, внутрезоркости,
которые столь крайне не знают
пути
.
Между прочим, дорогой мой друг, не очевидность ли
это умственного рабства, наложенного на этих лицемер-
ных людей их Хогами и Рамами*, что, несмотря на вечную
болтовню их ученых о
дорогах
к Истине, никто из них не
наткнулся, хотя бы случайно, на то, что мы воспринимаем
столь четко как самую широкую, самую прямую и наибо-
лее удобную из всех путей-дорог — большую проезжую
дорогу — великолепный торный путь
Сообразного
? Не
удивительно ли, что они опустили вывести из дел Бога то
жизненно важное соображение, что
совершенная сообраз-
ность, согласование, не может быть не чем иным, как аб-
солютною истиной
? Как ясно — как быстро шествие наше
вперед после запоздалого возвещения этого положения!
С помощью него исследование было вырвано из рук под-
земных кротов и отдано как долг скорее, чем как задача,
истинным — единственно истинным мыслителям — лю-
дям, соединяющим общую образованность с пламенным
воображением. Эти последние — наши Кеплеры, наши
Лапласы — „предаются умозрениям“, „строят теории“ —
это суть точные термины, — не можете ли вы вообразить
вопль презрения, которым бы их встретили наши предки,
если бы им было возможно заглянуть через мое плечо, пока
я пишу? Кеплеры, повторяю я, предаются умозрениям —
*
?Хог — свинья; Рам — баран. —
Примеч. пер.