13
ЭВРИКА
отрывков, которые я намерен переписать, они, я думаю,
говорят за себя сами.
«Знаете ли вы, мой дорогой друг, — говорит пишу-
щий, обращаясь, без сомнения, к какому-то современни-
ку, — знаете ли вы, что вряд ли более чем восемьсот или
девятьсот лет тому назад метафизики впервые согласились
освободить людей от странной фантазии, что существуют
лишь две проходимые дороги к Правде
! Уверуйте в это, если
вы можете! Представляется, однако, что давно-давно тому
назад, в ночи Времени, жил некий турецкий философ по
имени Ариес, а по прозванию Тоттль*. (Здесь, возможно,
автор письма разумел Аристотеля; наилучшие имена жа-
лостно искажаются в два или три тысячелетия.) Слава
этого великого человека зависела главным образом от его
доказательства, что чихание есть естественная мера пре-
досторожности, с помощью которой чрезмерно глубокие
мыслители получают способность изгонять лишние идеи
через нос; но он снискал вряд ли менее ценную знамени-
тость как основатель или, во всяком случае, как принци-
пиальный распространитель того, что было наименовано
дедуктивной или
априорной
философией. Он исходил из
того, что он считал аксиомами, или самоочевидными ис-
тинами; и ныне хорошо известный факт, что
нет
истин
само
очевидных, действительно ни в малейшей степени не
восстает на его умозрения; для его цели было достаточно,
чтобы рассматривавшиеся истины были очевидны. От ак-
сиом он последовал, логично, к выводам. Наиболее про-
славленными учениками его были некий Туклид, геометр
*
?Aries по-латински — Баран, Овен, Косвенная подпора; tottle по-английски —
«быть нетвердым на ногах». —
Примеч. пер.