13
            
            
              
                ЭВРИКА
              
            
            
              отрывков, которые я намерен переписать, они, я думаю,
            
            
              говорят за себя сами.
            
            
              «Знаете ли вы, мой дорогой друг, — говорит пишу-
            
            
              щий, обращаясь, без сомнения, к какому-то современни-
            
            
              ку, — знаете ли вы, что вряд ли более чем восемьсот или
            
            
              девятьсот лет тому назад метафизики впервые согласились
            
            
              освободить людей от странной фантазии, что существуют
            
            
              лишь две проходимые дороги к Правде
            
            
              ! Уверуйте в это, если
            
            
              вы можете! Представляется, однако, что давно-давно тому
            
            
              назад, в ночи Времени, жил некий турецкий философ по
            
            
              имени Ариес, а по прозванию Тоттль*. (Здесь, возможно,
            
            
              автор письма разумел Аристотеля; наилучшие имена жа-
            
            
              лостно искажаются в два или три тысячелетия.) Слава
            
            
              этого великого человека зависела главным образом от его
            
            
              доказательства, что чихание есть естественная мера пре-
            
            
              досторожности, с помощью которой чрезмерно глубокие
            
            
              мыслители получают способность изгонять лишние идеи
            
            
              через нос; но он снискал вряд ли менее ценную знамени-
            
            
              тость как основатель или, во всяком случае, как принци-
            
            
              пиальный распространитель того, что было наименовано
            
            
              дедуктивной или
            
            
              априорной
            
            
              философией. Он исходил из
            
            
              того, что он считал аксиомами, или самоочевидными ис-
            
            
              тинами; и ныне хорошо известный факт, что
            
            
              нет
            
            
              истин
            
            
              само
            
            
              очевидных, действительно ни в малейшей степени не
            
            
              восстает на его умозрения; для его цели было достаточно,
            
            
              чтобы рассматривавшиеся истины были очевидны. От ак-
            
            
              сиом он последовал, логично, к выводам. Наиболее про-
            
            
              славленными учениками его были некий Туклид, геометр
            
            
              *
            
            
              ?Aries по-латински — Баран, Овен, Косвенная подпора; tottle по-английски —
            
            
              «быть нетвердым на ногах». —
            
            
              Примеч. пер.