28
ИСПОВЕДЬ
Нет, неверно, неверно, что легче заучить эти слова в силу их
мерзкого содержания; такие слова позволяют спокойнее совер-
шать эти мерзости. Я осуждаю не слова, эти отборные и драго-
ценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам
в них пьяные учителя; если бы мы его не пили, нас бы секли
и не позволили позвать в судьи трезвого человека. И однако,
Боже мой, пред очами Твоими я могу уже спокойно вспоми-
нать об этом: я охотно этому учился, наслаждался этим, несча-
стный, и поэтому меня называли мальчиком, подающим боль-
шие надежды.
XVII
27. Позволь мне, Господи, рассказать, на какие бредни рас-
трачивал я способности мои, дарованные Тобой. Мне предложе-
на была задача, не дававшая душе моей покоя: произнести речь
Юноны, разгневанной и опечаленной тем, что она не может по-
вернуть от Италии царя тевкров
66
. Наградой была похвала; на-
казанием — позор и розги. Я никогда не слышал, чтобы Юнона
произносила такую речь, но нас заставляли блуждать по следам
поэтических выдумок и в прозе сказать так, как было сказано
поэтом в стихах. Особенно хвалили того, кто сумел выпукло
и похоже изобразить гнев и печаль в соответствии с достоин-
ством вымышленного лица и одеть свои мысли в подходящие
слова. Что мне с того, Боже мой, истинная Жизнь моя! Что мне
с того, что мне за декламации мои рукоплескали больше, чем
многим сверстникам и соученикам моим? Разве все это не дым
и ветер? Не было разве других тем, чтобы упражнять мои спо-
собности и мой язык? Славословия Тебе, Господи, славословия
Тебе из Писания Твоего должны были служить опорой побегам
сердца моего! Его не схватили бы пустые безделки, как жалкую
добычу крылатой стаи
67
. Не на один ведь лад приносится жерт-
ва ангелами-отступниками.