7
С этой целью я потратил целых два дей-
ствия на то, чтобы подготовить появление
моего нечестивца. Зритель не пребывает
в заблуждении на его счет ни минуты: его
распознаю?
т сразу по тем приметам, коими
я его наделил; от начала и до конца пьесы он
не произносит ни одного слова, не совершает
ни одного поступка, которые не изобличали
бы перед зрителями негодяя и не возвышали
бы истинно добродетельного человека, про-
тивопоставленного ему мною.
Я прекрасно понимаю, что вместо ответа
эти господа начнут вразумлять нас, что,
мол, театру не подобает заниматься та-
ким предметом. Но я хотел бы задать им,
с их позволения, вопрос: как онимогутобосно-
вать сию блестящую мысль? Это утвержде-
ние они заставляют принимать на веру, не
утруждая себя никакими доказательства-
ми. А между тем они должны были бы пом-
нить, что у древних комедия берет начало из
религии и что она была в свое время состав-
ною частьютогдашних религиозных действ;
что у наших соседей, испанцев, редкое празд-
нество обходится без комедии; что и у нас
она возникла благодаря стараниям брат-
ства, коему и поныне принадлежит Бургунд-
ский отель; что это место было нарочито
отведено для представления наиболее зна-
чительных мистерий; что там сохранились
тексты комедий, оттиснутые готическими
литерами и подписанные одним из докторов
Сорбонны; что, наконец, —дабы не ходить за
примерами слишком далеко—и в наше время
ставились духовные пьесы г-на де Корнеля,
вызывавшие восторг всей Франции.
Коль скоро назначение комедии состоит
в бичевании людских пороков, то почему же