XXII
И. А. Некрасова
укоренилась гипотеза, что Людовик XIV приказал Мольеру высмеять в новой
комедии турок и турецкие обычаи по той причине, что посол Османской им-
перии не выказал перед королемФранции должного восхищения придворным
церемониалом. (Другая версия: французский монарх расточал свой блеск и
любезности перед человеком, которого по ошибке приняли за полномочного
посла, и посмеяться потом задумал не над турками, а над ложными пред-
ставлениями о них.) Турецкая тема казалась настолько важной, что шевалье
Лоран д’Арвье — путешественник, знакомый с обычаями Востока, и перевод-
чик с турецкого — был по распоряжению короля отряжен помогать Мольеру
в сочинении «турецкой церемонии» и даже в изготовлении костюмов для нее,
которые должны были выглядеть как настоящие.
В самой по себе восточной экзотике для французского театра не было
ничего нового. Турецкие мотивы разрабатывал Люлли в своих балетах, по-
пулярные драматурги эпохи (Жорж де Скюдери, Жан Ротру) в комедиях.
Но у Мольера эта тема хоть и эффектна, но отодвинута на дальний план,
к развязке. Воспользовавшись королевским заказом, он написал пьесу о том,
что было интересно ему как художнику и аналитику современных нравов.
«Турецкая церемония» венчает основной сюжет о господине Журдене, па-
рижском суконщике, который очень хотел жить как истинный дворянин,
а угодил в «мамамуши». «Мещанин во дворянстве», как и Тартюф, стал бла-
годаря Мольеру «вечным образом».
Спектакль в Шамборе считается одной из наиболее дорогостоящих моль-
еровских премьер (с учетом расходов по перевозке костюмов и декораций,
а также повышенной оплаты актеров, танцовщиков и музыкантов). Одному
только портному, Жану Баральону, из королевской казны за шитье костюмов
выплатили 5108 ливров, еще одному, Фортье, — 3571 ливр (от 60 до 120 лив-
ров за костюм). Поскольку театра в замке не было, его выстроили специально
(оборудование сцены обошлось в 3075 ливров, плюс затраты на постройку
деревянного амфитеатра для зрителей); всей постановочной работой управ-
лял прославленный Карло Вигарани. Актерам также щедро заплатили: за все
выступления в Шамборе* каждый из пайщиков труппы Мольера получил
по 600 ливров**.
В главных мужских ролях были заняты: Мольер — г-н Журден, Лагранж —
Клеонт (в этой очень подходящей для него роли он вновь выглядел «га-
лантным кавалером» и настоящим влюбленным)***, Латорильер — Дорант,
светский щеголь; Дебри — учитель фехтования, Дюкруази — учитель фило-
софии. Сам Люлли станцевал на премьере партию муфтия в «турецких»
* «Мещанин во дворянстве» был показан в Шамборе четыре раза, а затем труппа отпра-
вилась по приказу короля в пригородный дворец Сен-Жермен-ан-Лэ, где сыграла спектакль
еще трижды.
** Сведения обнаружены в подробнейшей расходной ведомости от октября-ноября
1670 года (перепечатана в издании:
Jurgens M., Maxfield-Miller E.
Cent ans de recherches sur
Molie`re... Р. 483–491).
*** Отзыв журналиста Ш. Робине. Цит. по:
Descotes M.
Les grands roles du the?
atre de Molie`re.
Paris, 1960. Р. 208.
‹
‹