XXI
Пять премьер в театре Мольера
издевается над небом и адом, изрекает то похвалы, то ругательства, сме-
шивает добродетель и порок, верит и не верит, плачет и смеется, возражает
и соглашается, является то цензором, то безбожником, то лицемером, то
вольнодумцем, человеком и бесом одновременно, „воплощенным дьяволом“,
по его собственному определению»*. «Его фарс по внимательном рассмотре-
нии, — говорится ниже, — является подлинно дьявольским созданием, и под-
линно дьявольским является его мозг…» Этот и иные подобные отзывы схо-
дились в выводе, что осуждения достойна не столько комедия про Дон Жуана
и ее герои, сколько сам автор, посмевший коснуться религиозных вопросов.
Но ведь, по сути, Мольер противопоставил здесь не веру и неверие. Он сумел
воплотить и вовлечь в конфликт на сцене холодный, мощный, опустошенный
неверием интеллект «либертена» и суеверие простеца, поддержкой которому
служат «оборотни» да «черные монахи» — две крайности умственной жизни
современной ему эпохи.
Свою практическую задачу Мольер — руководитель труппы, впрочем,
выполнил. Скандал разжег интерес, больше месяца «Каменный пир» игра-
ли при полном зале (всего пятнадцать раз). 20 марта театр, по обычаю того
времени, закрылся в связи с постом. Когда же с 24 апреля представления
возобновились, спорной пьесы о Дон Жуане в репертуаре Пале-Рояля уже не
было. По всей вероятности, последовало устное и негласное указание самого
Людовика XIV, который в порядке возмещения ущерба взял труппу под свое
крыло. С августа 1665 года Мольер со товарищи стали именоваться «Актерами
короля». К сюжету о Дон Жуане великий драматург больше не обращался.
После его смерти у пьесы началась новая, не менее драматическая история
(некоторые факты читатель найдет в комментариях), а сценические триумфы
принадлежат двадцатому столетию, когда ее заново открыл французский
интеллектуальный театр.
Мещанин и дворяне
Премьера «Мещанина во дворянстве» относится к поздним годам твор-
ческой жизни Мольера. Эту комедию-балет, написанную в сотрудничестве
с Жаном-Батистом Люлли по королевскому заказу, труппа Мольера сыгра-
ла в первый раз 13 октября 1670 года не в Париже, а «на выезде» — в замке
Шамбор на Луаре перед королем и его свитой. Прославленный своей красотой
замок, архитектурный шедевр эпохи Франциска I — раннего французского
Ренессанса, в строительстве которого принимал участие Леонардо да Винчи,
при Людовике XIV служил охотничьей резиденцией. Король и двор бывали
там наездами, актеров брали с собой, так как Людовику нравилось сочетать
развлечения. Комедии-балеты по-прежнему оставались его излюбленным
жанром, Мольер и Люлли — предпочитаемыми авторами. Но этот конкрет-
ный заказ имел под собой и политическую подоплеку. В мольеристике давно
* Там же. С. 727.