XVII
Пять премьер в театре Мольера
полными переменами декораций. Газетчик-стихотворец Жан Лоре сообщал
в своей «Исторической музе» от 14 февраля 1665 года, что в театре Мольера
готовятся «перемены на сцене», которые «произведут удивительный эффект»*.
Мы располагаем единственным в своем роде документом — договором
с двумя парижскими живописцами Жаном Симоном и Пьером Пра**, содер-
жащим подробное описание декораций для «Каменного пира». Декорация
каждого действия состояла из пяти (в одном случае — восьми) пар жестких
кулис с падугами и задника, расписанных по принципу перспективы. Первая
пара кулис имела высоту 18 футов, остальные последовательно уменьшались
по высоте.
В начальном действии, где Дон Жуана настигает его брошенная жена Эль-
вира, на первом плане был виден дворец; сквозь широкий проем на третьем
плане просматривался дворцовый сад, изображенный на дальних кулисах
и на заднике.
Второе действие разворачивается, по контрасту, на берегу моря, куда
попадают Дон Жуан и Сганарель после кораблекрушения. Показывались
утопающая в зелени рыбацкая деревушка и пещера, а на заднем плане —
морской пейзаж.
Для третьего действия предусматривалась двойная декорация. Вначале
глазам зрителей представала картина леса, где Дон Жуан и его слуга скры-
ваются от преследователей. В шестом явлении герой спрашивает: «Что это
за великолепное здание — там, между деревьями?» На сдвинутых к центру
кулисах третьего плана должно быть нарисовано «нечто наподобие храма,
окруженного зеленью», то есть фасад гробницы Командора. Далее эти кули-
сы раздвигались, открывая внутренний вид гробницы со статуей Командора
(пять пар расписных кулис и задник, изображающий внутреннюю стену).
Сганарель восклицает: «Ох, как красиво! Какие красивые статуи! Какой
красивый мрамор! Какие красивые колонны! Ох, как красиво!»
В четвертом действии оформление было наиболее лаконичным: интерьер
парадной комнаты в доме Дон Жуана. Необходимую мебель — складной стул
и кресло для сцены с ростовщиком Диманшем, накрытый стол для обеда со
статуей — актеры обеспечивали сами.
В ремарке к пятому действию у Мольера значится: «Сцена представляет
открытую местность». В описании декорации — перспективный вид города
с воротами на среднем плане. Именно на городской площади, «на миру»,
происходят наиболее важные сцены последнего акта и сама гибель героя.
* Цит. по:
Lyonnet H.
Les «premie?
res» de Molie?
re. Р. 149.
** Договор подписан обоими художниками, Мольером, Дюкруази, Юбером, Латорилье-
ром и Лагранжем 3 декабря 1664 года после предварительного обсуждения и предоставления
эскизов и сметы. Труппа Мольера была организована как товарищество на паях, поэтому
доходы и расходы распределялись на всех пайщиков. В данном случае затраты составили
около 900 ливров — очень большую сумму для труппы, хоть и не сравнимую с расходами на
придворные постановки. Декорации должны были быть готовы через шесть недель, к середи-
не января — за месяц до премьеры. См.:
Jurgens M., Maxfield-Miller E.
Cent ans de recherches sur
Molie`re, sur sa famille et sur les come?
diens de sa troupe. Paris, 1963. Р. 399–401.