XVI
И. А. Некрасова
рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови; и различные
движения, которые он им сообщал, делали его лицо крайне комичным.
?
...
?
Природа... отказала ему в физических данных, которые столь необходимы
в театре, особенно трагическому актеру. Глухой голос, жесткие интонации,
торопливость речи, которая чрезмерно убыстряла его декламацию, делали его
в этом отношении значительно ниже актеров Бургундского отеля. Он здраво
оценил себя и ограничил себя жанром, в котором эти недостатки были более
терпимы.
?
...
?
Чтобы разнообразить свои интонации, он первый ввел в обычай
некоторые необычные речевые оттенки, за которые его сначала обвиняли
в некоторой аффектации, но к которым впоследствии привыкли.
Он имел успех не только в ролях Маскариля, Сганареля, Али и других, но
был превосходен также в ролях высокой комедии, вроде Арнольфа, Оргона,
Гарпагона. Своим правдивым изображением чувств, пониманием выражений
и всеми тонкостями искусства он так восхищал зрителей, что они больше не
отличали изображенного им персонажа роли от игравшего ее актера»*.
Комедия о Дон Жуане, или «Каменный пир»
Премьера «Каменного пира»
(Le Festin de pierre)
— именно так называлась
комедия о Дон Жуане на афише Пале-Рояля — датируется 15 февраля 1665 го-
да. Сохраним пока этот загадочный заголовок, который Мольер позаимство-
вал у своих предшественников, не придавая ему особого значения. (Привыч-
ный нам «Дон Жуан» появится только при первой публикации в 1682 году.)
Зимний сезон 1664–1665 годов в Пале-Рояле был провальным, сборы па-
дали; его новинкой должен был стать «Тартюф», нежданный запрет которого
поставил автора и труппу в тяжелое положение. Переработать эффектный ис-
панский сюжет о наказанном развратнике, чтобы завлечь зрителей, Мольеру
подсказали друзья. Тема выглядела заведомо беспроигрышной и уж никак
не опасной. В Париже спектакли о Дон Жуане играли испанские гастролеры,
постоянные итальянские и французские труппы, включая главных конкурен-
тов — Бургундский отель («Каменный пир» сочинения актера де Вилье шел
там с 1659 года), и все достигали успеха. У итальянцев особое впечатление
произвели роскошные декорации и гробница Командора.
Мольер написал свой «Каменный пир» за две недели, чтобы успеть с премь-
ерой к дням карнавала, когда в театр ходило особенно много зрителей. Он
не переложил текст в стихи и даже не озаботился соблюдением «правил»
(это единственная комедия в наследии великого драматурга, где нарушено
правило трех единств — времени, места и действия; в принципе Мольер чтил
законы построения пьес, установленные современными ему теоретиками
классицизма). Не исключено, что он сознательно отказался от единства места,
чтобы поразить публику своего театра редкостным зрелищем — четырьмя
* Из «Письма о жизни и произведенияхМольера и об актерах его времени» // Хрестоматия
по истории западноевропейского театра. Т. 1. С. 748–749.