XV
Пять премьер в театре Мольера
(вдвое больше обычного); до конца года пьеса прошла 72 раза, считая и пред-
ставления в частных домах, и принесла актерам целое состояние.
Журналист Шарль Робине в своем стихотворном отзыве на «Тартюфа» от
23 февраля 1669 года выразил свое восхищение пьесой, но особенно — игрой.
Он отметил похвалой каждого актера, назвав по фамилии (исключительный
случай в публикациях той эпохи), благодаря чему мы знаем точное распре-
деление ролей.
Про исполнительницу роли Эльмиры сказано, что она восхитительна и что
«нельзя было сыграть более натурально». Эта роль стала одной из лучших
в репертуаре г-жи Мольер, актриса словно бы «созрела» для нее со времени
версальской постановки. Мадлена Бежар, которая в свои поздние годы за-
нимала амплуа субретки, в роли Дорины показалась журналисту «еще более
забавной», чем ее брат Луи Бежар в образе гротескной мамаши Пернель. Удо-
стоился похвалы резонер Клеант (Латорильер) — он «восхищает и увлекает
теми превосходными стихами, что произносит». Про Лагранжа сказано, что
в роли Валера он «образцовый галантный кавалер»*. Детей Оргона «чудесно»
сыграли Юбер и г-жа Дебри.
Интересны слова о Дюкруази-Тартюфе (для точности в дословном пере-
воде): «И славный Тартюф, одним словом, / Пленяет в своей роли святоши».
Дюкруази был очень разносторонним актером, его богатые внешние данные
в молодости подходили для ролей любовников, в зрелости — для так назы-
ваемых «благородных» ролей (Юпитера в «Психее»), но в то же время и для
характерных образов стариков (г-н Диманш в «Дон Жуане») и даже слуг.
В год премьеры ему чуть перевалило за сорок. Его Тартюф был зрелым мужем,
владел искусством перевоплощения и неким чувственным обаянием. На сей
раз он выходил на сцену в скромном черном платье, длинном плаще и малень-
кой шляпе, как изображено на гравюрах к первому изданию пьесы. Дюкруази
бессменно играл Тартюфа в течение двадцати лет, до 1689 года. Уйдя со сцены
и переселившись в деревню, он прослыл «весьма добродетельным человеком,
любимым всеми, включая местного кюре, который считал его одним из своих
лучших прихожан. Когда он умер, кюре был этим настолько тронут, что не
набрался храбрости его хоронить и попросил другого кюре, своего друга,
исполнить все обряды вместо него»**. (Какой контраст представляет это вос-
поминание об исполнителе роли Тартюфа истории кончины Мольера, когда
кюре местного прихода отказался прийти к его смертному ложу!)
О самом Мольере, сохранившем за собой роль Оргона, за отсутствием
подробностей приведем самую известную характеристику его актерского
творчества:
«Мольер не был ни слишком толст, ни слишком худощав. Роста он был ско-
рее высокого, чем низкого, осанку имел благородную, поступь красивую. Он
ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой
* Цит. по:
Lyonnet H.
Les «premie?
res» de Molie`re. Paris, 1921. Р. 212.
** Цит. по:
Mongredien G.
Dictionnaire biographique des come?
diens fran
c
ais du XVII-e sie`cle.
Paris, 1961. Р. 66.