Стр. 25 - КАЛЕВАЛА

Упрощенная HTML-версия

ПИСАТЕЛЬ БУДУЩЕГО
19
бы они были. К сборнику «Праведники» ставит он эпиграф: «Без трех праведных
несть граду стояния» — и не устает в своих произведениях искать их вокруг, дабы
предъявить Господу.
Он находит их среди дворян (боярыня Плодомасова, княгиня Протозанова,
однодворец Рогожин), среди мещан (несмертельный Голован), тут и швейцар Павлин,
и еврей-интролигатор (переплетчик), крестьяне, чиновники, эмигрант поневоле
Шерамур, церковники, которым Лесков, сам выходец из духовной среды, посвятил
много горьких страниц, однако сумел найти средь них немало праведных (некреще-
ный поп Савва, отец Савелий, дьякон Ахилла, киевский митрополит Филарет).
Главный ключ к своему миросозерцанию Лесков сам сформулировал в романе
«Захудалый род»: «Душа… по природе своей христианка». Но это ведь только по
природе…
Кто же такой этот «праведник», что может значить это слово?
Энциклопедия скажет нам, что праведник — это не святой, это всего лишь
«человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий про-
тив требований нравственности»
.
Не будем путать праведника и положительного
героя, которым критика смутила Гоголя, пустившегося писать неподъемного для
него Костанжогло во втором томе «Мертвых душ». Положительных героев пред-
ставляют обществу, а не Господу.
Сумел ли Лесков предъявить их, где надо, или их перекрыли другие персонажи,
которых не назовешь даже нравственными?
Принято ли это свидетельство Лескова?
Сопричислят ли к ним Маргариту Булгакова, персонажей Солженицына,
Шаламова, Шукшина, Вахтина и Максимова?
И мы вопрошаем — вслед за Лесковым, вслед за Гоголем:
— Дай ответ.
Не дает ответа!
Язык как главный персонаж
Литература не призвана учить людей жить. Иосиф Бродский постоянно по-
вторял, что главное содержание литературы — язык. Что он имел в виду?
Язык — это одна из главных составляющих культуры, цивилизации. Если завтра
исчезнет наш материальный мир, именно по языку мы сможем его восстановить,
что и происходило уже не раз с исчезнувшими цивилизациями. Ответственность
за продолжение существования и развития языка лежит на пишущих людях.
Писатель не изобретает новых слов. Царство писателя — столкновение на
просторах страницы языковых пластов, которые иначе никогда не смогли бы ни
встретиться, ни смешаться. Это речевые мезальянсы, от которых являются на свет
талантливые выродки, высекающие неповторимые искры смысла. Кроме того,
язык — это основной инструмент для отражения смехового отношения к жизни
(см. Михаила Бахтина).