И Г О Р Ь С У Х И Х
1 8
На это Треплев печально отвечает: «Вы нашли свою дорогу, вы знае-
те, куда идете, а я все ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и
кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание».
Я верую — я не верую. Речь идет не о религиозной вере, а о какой-то
идее, деле, призвании (им может стать и религия), придающих жизни
смысл. В чеховской записной книжке различие между героями было
подчеркнуто еще более: «Треплев не имеет определенных целей, и это
его погубило. Талант его погубил. Он говорит Нине в финале: „Вы на-
шли дорогу, вы спасены, а я погиб“».
Люди, переживающие крушение жизненных надежд, становятся
героями «Дяди Вани» и «Трех сестер». В унисон со словами Нины За-
речной «Умей нести свой крест и веруй» звучит монолог Сони «Я верую
горячо, страстно...» и заклинание сестер Прозоровых «Будем жить...
Если бы знать...».
В. И. Немирович-Данченко, в очередной раз поставив во МХАТе
«Трех сестер» (1940), спектакль-легенду, определивший восприятие Че-
хова на несколько десятилетий, сформулировал основную мысль, «зер-
но» пьесы следующим образом: «Мечта, мечтатели, мечта и действитель-
ность; и — тоска: тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное,
что создает драматическую коллизию, — это чувство долга. Долга по от-
ношению к себе и другим. Даже долга, как необходимости жить»
*
. Этот
мотив может быть распространен и на «Чайку», и на «Дядю Ваню».
Чеховские «драмы настроения» эхом отражаются друг в друге, вос-
производят сходную структуру, воспринимаются едва ли не как трило-
гия. Последняя комедия — это продолжение и эпилог, итог и разрыв,
прощание и обещание.
*
Немирович-Данченко Вл. И
. «Три сестры»: Вступительное слово перед началом
репетиций // Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра. М., 1989. С. 426.