13
общей целью организация, которой принадлежит огромная роль как
в сохранении и развитии бесценных древних традиций, так и во
внедрении качественно новой светской литературы.
Руставели — профессиональный поэт. «Я, Руставели, взялся за
ремесло сие» — то есть я, Руставели, делаю то дело, которое является
моим ремеслом, и ниже он добавляет: «Кому что отпущено судьбой,
пусть тем и довольствуется». Как видно, автор своей участью поэта
был вполне доволен.
Придворную поэзию того периода, кроме Руставели, украшают
имена замечательных поэтов Чахрухадзе* и Шавтели**. Плотность
строфы Руставели, или, если можно так выразиться, психологиче-
ская структура строфы, ее завершенность,?конечно же, выработаны
общей школой вышеупомянутых поэтов. Вместе с тем, если творче-
ство Руставели чему?то действительно противопоставлено, так это
поэзии одописцев.
Если авторы од вращаются в завораживающем кругу собствен-
ной виртуозности, стих Руставели открыт на все четыре стороны,
естественно сливаясь с пространством, и пространство входит в него
как составная часть.
Руставели превратил в поэзию огромное философское наследие,
переплавил философию в поэзию. Логику окрылил мечтой.
Руставели основательно знал произведения великих философов
и писателей, которых упоминает в своей поэме. Но совершенно оче-
видно, что любую философскую мысль, любую сентенцию Руставе-
ли превращает в великую метафору.
Поэма не столько разъяснила человеку мироустройство, сколько
раскрыла перед ним мир, обогатила его душу новым качеством —
ощущением безграничности этого мира. Показала ему небо, которое
в нашей литературе и, соответственно, в нашей действительности
впервые было явлено не как мрачное, таинственное обиталище Бога,
а как бескрайнее пространство, усеянное звездами, где у каждой
планеты, как у человека, есть свой характер, свои черты. А это было
великим новаторским действом Руставели, ни с чем не сравнимым
по важности достижением поэтического духа.
Данте в «Пире» называл итальянский язык ячменным хлебом, то
есть чем?то доступным для всех. Руставели написал свою бессмертную
* Ча х р у х а д з е
—
поэт второй половины XII — начала XIII в., автор хвалебной
поэмы «Тамариани».
** Ша в т е л и
—
поэт, современник царицы Тамар, автор произведения «Абдул-
месиани».