12
В Грузии времен Руставели активно протекала культурно?строи-
тельная деятельность, начавшаяся Давидом и успешно продолжен-
ная царицей Тамар.
Строились крепости и дворцы, церкви и монастыри, лечебницы,
приюты, караван?сараи... Прокладывались дороги... В скалах высе-
кались целые города (Вардзия, Уплисцихе). Стены и своды храмов
украшались фресками, написанными кистью подлинных мастеров,
к примеру таких, как «царский живописец Тэвдоре», иконы чекани-
ли великие Бека и Бешкен Опизари.
Показательно, что фундамент политического могущества Грузии
XII в. Иванэ Джавахишвили* видит именно в активизации культур-
ной деятельности, предшествовавшей указанной эпохе.
На этом фоне неизмеримо возрастает роль грузинского языка
как орудия, объединяющего нацию. Известное выражение Георгия
Мерчуле**: «Грузией зовется обширная страна, в которой на гру-
зинском языке совершается богослужение повсюду» — приобретает
идеологическое значение.
Поистине удивительным примером целеустремленности и ор-
ганизованности в различных областях науки служит основание
Давидом Строителем академии в Гелати. Гелатская академия по
характеру и масштабу своей деятельности является, по сути, пер-
вым грузинским университетом, а Иоанэ Петрици*** — «пастыря
пастырей» академии — вполне можно считать ректором этого уни-
верситета.
В Грузии той эпохи почти в государственный принцип возводи-
лось толерантное, в высшей степени терпимое отношение к другим
религиям и вероисповеданиям, что само по себе уже было верным
признаком политической мощи и вместе с тем высокой культуры.
Здесь необходимо заметить, что в тогдашней Грузии невозможно
представить себе религиозную резню, происходившую, к примеру,
в центре Европы — во Франции...
В эпоху Руставели одним из самых интересных культурных явле-
ний была придворная литература, финансированный царской казной
профессиональный союз, с твердым уставом и обычаями, скрепленная
* Ив а н э Джа в а х ишв и л и (1876–1940) — крупнейший грузинский историк
и мыслитель.
** Г е о р г и й Ме р ч у л е?— писатель и мыслитель первой половины Х в., автор
«Жития Григория Хандзтели» (951).
*** Ио а н э Пе т р и ц и?— виднейший философ и богослов XII в. Его имя принято
связывать с Петрицонским монастырем (ныне Бачков, Болгария), но в основном
с академией в Гелати (Западная Грузия).