15
народной эпической песни: в?ней было 825 строк. Этот эксперимент вскоре изменя-
ет намерения Лённрота настолько, что поэма «Лемминкяйнен» «уже не может сохра-
нить свою самостоятельность, но становится значимой частью целостности», как пи-
шет в?книге «Лённрот и „Калевала“» (1979) Вяйно Кауконен — финский исследователь
«Калевалы», посвятивший ей всю свою жизнь в?науке. О своей идее Лённрот написал
в?письме Кеккману, в?сущности повторив свою мысль, высказанную в?1825?году: «Что
бы получилось, если бы Общество (имеется в?виду Финское литературное общество,
созданное в?1831?году именно для работы с фольклором. —
А. М.
) перепечатало зано-
во все песни Финляндии, которые этого заслуживают, и объединило бы их так, что
в?разных местах найденное о?Вяйнямёйнене, Илмаринене, Лемминкяйнене и других...
продолжалось бы как одно?.. За такую работу я взялся бы с?удовольствием, хотя, ко-
нечно, это потребовало бы автора получше, чем я». Важное слово «автор» Лённрот
написал по-латыни. Он с?самого начала понимал, что такая работа требует не?соста-
вителя и редактора, а?талантливого автора, творца.
Четвертое путешествие Лённрота, состоявшееся в?сентябре 1833?года, оказалось
самым плодотворным. В деревне Вуоннинен (Войницы) Лённрот встретился с?двумя
певцами, которые сыграли немалую роль в?том, как стала складываться «Калевала».
Один из них — Ваассила Киелевяйнен, чья память уже ослабела, — подсказал некото-
рую последовательность событий в?цепи деяний старца Вяйнямёйнена. Другой — Он-
трей Малинен — спел Лённроту песню о?сампо, в?которой было 368 строк. Это одна
из вершин народной поэзии. Ее сюжет Лённрот частично использовал в?«Калевале»,
дополнив фрагментами песни о?сампо Архиппы Перттунена.
Деревня Вуоккиниеми (Вокнаволок) запомнилась Лённроту своими свадебными
песнями и обрядами. Здесь он записал важные для будущей «Калевалы» пять песен:
«Песню-зачин», «Песню зятя», «Величальную песню», «Песню проводов», «Песню при-
бытия». На их основе Лённрот создаст в?средней части «Калевалы» целый спектакль
с?показом свадьбы кузнеца Илмаринена и дочери Ловхи.
1833–1834?годы стали, пожалуй, решающими в?размышлениях Элиаса Лённрота
о?том, как и что он должен делать: создавать ли поэмы об отдельных героях народ-
ной поэзии, следуя народным традициям (таковые уже лежали на его столе: «Лем-
минкяйнен», «Вяйнямёйнен», «Песни свадебных гостей»), или приняться за создание
многогеройной, связанной единым сюжетом поэмы (эпопеи), для чего потребуются
изменения в?самих сюжетах, чтобы их можно было органично соединять.
В короткое время такую поэму из народных строк он сочиняет. Правда, назы-
вает ее еще по-старому: «Собрание песен о?Вяйнямёйнене». В ней было 5052 строки,
разделенных на 16 «песнопений». Ученые называют «Собрание...» «Перво-Калевалой»,
поскольку контуры сюжета эпопеи уже были разработаны. Обращает на себя внима-
ние фрагмент предисловия Лённрота к?«Перво-Калевале»: «Едва ли прочтешь хотя бы
одну из опубликованных здесь песен о?Вяйнямёйнене, которая не?была бы составлена
из стихов, взятых по крайней мере от пяти-шести рунопевцев и соединенных меж-
ду собой». Как мы видим, принцип создания эпоса автор «Калевалы» показал почти
в?самом начале работы. По свидетельству В. Кауконена, в?«Собрании песен о?Вяйня-
мёйнене» «вряд ли найдется 5–10 строк подряд, взятых из конкретной народной песни
«ГРЕЗА ВЕЛИКОГО ПОЭТА»