Стр. 20 - КАЛЕВАЛА

Упрощенная HTML-версия

14
поставил имя Кайнулайнена рядом с?именем знаменитого Архиппы Перттунена. Ре-
зультатом первой экспедиции стали дневниковая книга «Путник» (была напечатана
после смерти Лённрота, в?1902?году) и пять тетрадей сборника «Кантеле». Четыре тет-
ради увидели свет в?1828–1831?годах. Знаменательно, что на первой же странице свое-
го дневника Лённрот вспоминает «отца Гомера»: «Отец Гомер, который говорит, что
„и сны идут от Бога“, в?этом своем утверждении, несомненно, очень сильно ошибает-
ся, так как ни в?коем случае не?зависит от воли Бога, что путешественник или другой
какой христианин из-за беспокойных снов престарелой тетушки должен стать жерт-
вой какого-нибудь несчастного случая». Пример легендарного Гомера явно вдохнов-
лял будущего создателя литературного эпоса.
Уже о?сборнике «Кантеле» нельзя говорить как о?чисто фольклорном собрании
песен. Тексты монтировались из фрагментов песен разных певцов. Лённрот брал
фрагменты и строки даже из сборников других фольклористов. Получалась новая
целостность.
Возобновив учебу в?университете, Элиас Лённрот в?течение почти четырех лет
занимался медициной. Он защитил в?1832?году диссертацию на звание доктора ме-
дицины, показав, как влияет на состояние человека внушение с?помощью заклина-
ний и заговоров («О магической медицине финнов»). Следуя утверждениям С.?То-
пелиуса, что в беломорской Карелии «еще звучат кантеле и сампо», Лённрот летом
1831?года делает попытку добраться до беломорской деревни Вокнаволок (Вуок-
киниеми). У самой границы с?Россией он был остановлен распоряжением Меди-
цинского управления Финляндии, предписывавшим ему вернуться в?Хельсинки для
борьбы с?холерой.
Побывать в?русской Карелии Лённрот смог в?августе 1832?года. Третье по счету
путешествие было весьма удачным. Он записал 3000 строк народных песен разных
жанров. В деревне Аконлахти Лённрот познакомился с?певцом, который спел ему
руны о?сампо, Лемминкяйнене, Кавкомьели и даже о?Куллерво, персонаже, редко
встречавшемся в?песнях на территории Финляндии. В работе над «Калевалой» Лённ­
рот использует многие фрагменты рун этого певца из Аконлахти. Имя его он запи-
шет при следующей встрече: Соава Трохкимайнен. Он известен также под именами
Самули Никутти, Никутьев.
С 1832?года Элиас Лённрот живет сначала в Оулу, а?потом в Каяни, где селится
именно потому, что рядом была беломорская Карелия. Как врач он совершает мно-
гочисленные служебные поездки по своему округу и не?забывает при этом собирать
фольклор. В феврале 1833?года Лённрот заболел брюшным тифом, и даже прошел слух
о?его смерти. Поэтесса Августа Люндал по этому поводу написала стихи на шведском
языке. «Лебедем поэзии Финляндии» назвала она автора сборника «Кантеле» — факт,
говорящий о?том, что «фигура Лённрота обратила на себя внимание еще до создания
им главного детища — „Калевалы“», как написал А. Анттила.
За время путешествий Лённрот собрал немало песен, и больше всего — о?Лем-
минкяйнене и Кавкомьели. Лённрот решает объединить двух персонажей в?один. Так
рождается первая лённротовская поэма, предшественница будущего сюжетного эпо-
са. Произошло это в?июле 1833?года. Поэма получилась больше любой самой длинной
А. И. МИШИН