12
Джеймс Макферсон (1736–1796) под видом песен легендарного слепого певца Оссиа-
на издал свои собственные стихи, но об этом во времена Портана в Финляндии еще
не?было известно.
В 1817?году тогдашний студент К. А. Готтлунд в?газете «Свенск литтератюртид
нинг» впервые заговорил о?возможности создания из материала народных песен
«упорядоченной целостности, будет ли это эпос, драма или нечто другое», «новый
Гомер, Оссиан или „Песнь о?нибелунгах“». Эту же мечту выразил в?письме к А. Шёг-
рену один из друзей Лённрота К. И. Кеккман в?1825?году, прочитав третий сборник
С. Топелиуса «Древние и более современные песни финского народа»: «Если бы для
начала... удалось напечатать все, что было собрано и что еще можно собрать, то на-
верняка — хотя бы разок в?этой жизни! — какой-нибудь Аристарх сумел бы создать
кое-что из всего этого». Под Аристархом Кеккман подразумевал Аристарха Само-
фракийского (217–145 гг. до н. э.), знаменитого филолога, жившего в Александрии,
работавшего с?текстами песен Гомера и комментировавшего их.
Уже менее чем через десять лет этим финским Аристархом станет Элиас Лённрот.
Он выполнит задачу?века, но не?совсем так, как предполагали его современники.
2
Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802?года в Самматти на юго-западе Финлян-
дии в многодетной и постоянно бедствующей семье сельского портного. Как пишет
биограф Лённрота Арне Анттила, «хлеб с?примесью сосновой коры и каша с?лишайни
ком были ежедневной пищей». Когда мать на слова Элиаса: «Мама, я хочу есть» давала
понять, что ничего нет, мальчик говорил: «Ну ладно, тогда я почитаю». А?читать он
научился в шесть лет. Чтение становится его страстью на всю жизнь. По этому по-
воду даже ходили легенды. Хозяйка соседней торпы (крестьянской усадьбы, избы)
будила своих детей словами: «Вставайте, пора!.. Элиас Лённрот уже давно на дереве
с?книгой сидит».
В школу Лённрот пошел двенадцатилетним подростком, да и то учился с?пере-
рывами: он вынужден был зарабатывать на жизнь портняжным делом, странствуя
из деревни в?деревню вместе с?отцом, а?иногда и самостоятельно — в?роли бродячего
музыканта (он хорошо играл на флейте), певца и псалмопевца. Вместе с?тем Лённрот
неустанно занимался самообразованием. Он имел феноменальную память: читая
в школьной библиотеке латинский словарь, запомнил его буквально наизусть. Зна-
ние латыни помогло ему стать учеником аптекаря, а?потом и поступить в?Туркуский
университет.
Став студентом-филологом, Лённрот продолжал самостоятельно зарабатывать
на жизнь. В 1824–1828?годах он работает домашним учителем в?семье профессора
медицины Й. А. Тёрнгрена. Тёрнгрены проводили лето в?имении Лаукко в?Весилах-
ти. Здесь-то Лённрот и увлекся народной поэзией и стал заниматься собирательской
деятельностью. В этом его поощряла жена профессора Эва Тёрнгрен. Каждая но-
вая фольклорная запись вознаграждалась дополнительной чашкой утреннего кофе.
А. И. МИШИН