11
губернии Саво, издал сборник «Короткие песни для досуга финского юношества»
двумя книжками (1818, 1821).
Отец известного писателя Сакари Топелиуса С. Топелиус-старший записывал на-
родные песни с?1803?года. Многие из них он услышал от карельских коробейников,
приходивших из России, и был убежден: именно на их родине, в?беломорской Каре-
лии, «еще звучит голос Вяйнямёйнена, звенят кантеле и сампо». С. Топелиус издавал
свое собрание песен с?1822?года; до 1831-го вышло пять книг. В конце XVIII — начале
XIX?века отдельные песни из сборников К. А. Готтлунда и Топелиуса-старшего пуб-
ликовались в Швеции и Англии, Германии и Италии. Немецкий ученый Г. Шрётер
перевел на немецкий язык целый сборник песен «Финские руны» и издал его вме
сте с финскими оригиналами в шведском городе Упсале в?1818?году. В этом сборнике
в?основном были представлены заклинания, но есть в?нем и эпические песни наряду
с?лирическими. Из эпических назовем песни «Вяйнямёйнен и Йовкахайнен», «Рож-
дение кантеле».
Каждая народная песня, как уже отмечалось выше, — это результат творчества
многих поколений рунопевцев. Переходя из уст в?уста, она постоянно изменяется. Да и
рунопевец в?разные?годы жизни передает сюжет по-разному. Песня приобретает одни
строки и теряет другие, обрастает новыми подробностями, вызванными новым вре-
менем, новыми обстоятельствами; вместе с?тем она сохраняет строки-клише, общие
для вариантов песни разных рунопевцев. Исторические эпохи оставляют на произ-
ведении народного творчества свою печать. Со временем песня переходит из жанра
в жанр, мифологические герои превращаются в?эпических, эпические герои пароди-
руются. Так, «король рунопевцев» Архиппа Перттунен завершает песню о?Большом
дубе (одну из самых древних) иронией: «Тому, кто слушал... (следует неприличное
слово, обозначающее часть тела. —
А. М.
)». Героическое содержание со временем вы-
холащивается и заменяется бытовыми сюжетами.
Рунопевцы были охотниками и рыбаками, пастухами и пахарями, а?попутно —
знахарями, ведунами, лечившими с?помощью заговоров. Наилучшим образом со-
храняют традиции народного творчества рунопевческие династии. В XIX?веке ста-
ли известны такие знаменитые династии, как Киелевяйнены, Сиссонены, Шемейкки
(Финляндия), Малинены, Перттунены, Кеттунены (российская Карелия). Их пред-
ставители сохраняли песенные традиции рода и в?веке двадцатом. Имена родона-
чальников династий затерялись в?далекой древности. Лирические и свадебные пес-
ни чаще всего пели и поют женщины. Вместе с?тем в?репертуаре женщин имелись
и эпические песни. Немало их знала знаменитая финско-ижорская сказительница
Ларин Параске.
Мысль о?возможности соединения карельских и финских народных песен в?некий
свод вызревала на рубеже XVIII–XIX?веков. Х. Г. Портан предполагал, что народные
песни на одну и ту же тему происходят из единого источника (и по главному содер-
жанию, и по основным мотивам они согласуются) и что, сравнивая варианты друг
с?другом, можно возвращать их к?более или менее цельной и подходящей форме. Он
же пришел к?заключению, что финские народные песни можно было бы издать точ-
но так же, как «Песни Оссиана» Дж. Макферсона. Напомним, что шотландский поэт
«ГРЕЗА ВЕЛИКОГО ПОЭТА»