16
благоухание, отдавая его только ночи. Читая стихи этого чело-
века, я дрожу, как тот, кто, стоя на вулкане, по само?й тьме, вы-
рывающейся из кратера, судит о том, какой огонь и какой свет
волнуются там, внизу.
Что же такое Поэзия? — Поэзия! это идея, подобная Про-
теевой, у которой столько же названий, сколько их у Керкиры,
носящей девять титулов! «Дайте мне, — обратился я к одному
ученому некоторое время назад, — дайте мне определение по-
эзии». —
«Tre`s volontiers»
*. Он проследовал в свою библиоте-
ку, принес доктора Джонсона и потряс меня определением.
О, тень бессмертного Шекспира! Представляю себе, сколь сер-
дито сверкнули бы вы своим духовным оком в ответ на бого-
хульство этого грубого, неуклюжего медведя! Подумайте о поэ-
зии, дорогой Б
——
, подумайте о поэзии, а затем подумайте
о докторе Сэмюэле Джонсоне! Подумайте обо всем, что воз-
душно и подобно волшебству, а затем — обо всем, что отврати-
тельно и неповоротливо. Подумайте о его громадном детище,
о Слоне! А затем — а затем пусть перед вашим внутренним взо-
ром пройдут «Буря» — «Сон в летнюю ночь» — Просперо —
Оберон — и Титания!
Я считаю, что стихотворение противопоставлено научному
труду тем, что имеет своим
непосредственным
объектом удо-
вольствие, а не истину. Романтической повести оно противопо-
ставлено тем, что, вместо
определенного
ощущения, его объект —
ощущение
неопределенное
,
и
стихотворением оно является
лишь настолько, насколько достигнут этот объект. Романтиче-
ская повесть представляет ощутимые образы, вызывая опре-
деленные, а поэзия —
не
определенные чувства, в отношении
которых музыка является
важнейшим
элементом, поскольку
постижение мелодичного звука является нашим самым не-
определенным представлением. Музыка в союзе с приятной
идеей и есть поэзия. Музыка без идеи — это просто музыка.
Идея без музыки — проза, являющаяся таковой в силу само?й
ее определенности.
* С большим удовольствием (
фр
.).