Стр. 17 - ВЕНЕРА В МЕХАХ

Упрощенная HTML-версия

13
ОБИТЕЛЬ?Г ОРЕСТИ
настоящей, а призрачной живописью, о которой нужно рассказывать
тенями слов взамен обычной человеческой речи, слишком плотской
для нее. Казалось, эхо этой пустынной лестницы с удивлением отзы-
вается на шум шагов.
Дверь, обитая линялой зеленой материей, висевшей клочьями на
гвоздях с облезлой позолотой, открывалась в залу, которая, по-види-
мому, служила столовой в те легендарные времена, когда в этом без-
людном доме еще вкушали пищу. Потолок был перерезан пополам
толстой балкой, от которой в обе стороны полосами отходили фаль-
шивые брусья, а промежутки когда-то были окрашены в голубой цвет,
ныне затянутый слоем пыли и паутины, добраться же щеткой на такую
высоту явно никто не пытался. Над старинным камином оленья голо-
ва раскинула свои ветвистые рога, а по стенам с закопченных полотен
смотрели воины в кирасах — шлем был рядом, на столе, или в руках?
у пажа — со жгуче-черными живыми глазами на мертвых лицах, вель-
можи в мантиях с круглым крахмальным воротником, на котором го-
лова покоилась, как покоятся отсеченные главы Иоанна Крестителя
на серебряных блюдах; почтенные матроны в старомодных нарядах
пугали своей мертвенной бледностью; из-за пожухлых красок они пре-
вратились в ламий, вампиров и оборотней. Грубая мазня провинци-
альных живописцев придавала этим портретам особенно жуткий и
зловещий вид. Некоторые были без рам, другие окаймлены потускнев-
шим и порыжевшим золотым багетом. В углу каждого портрета имелся
фамильный герб и был обозначен возраст оригинала; но, независимо
от эпохи, особой разницымежду ними не замечалось; на всех полотнах,
потемневших от лака и покрытых слоем пыли, свет был желтый, а тени
черные как уголь; два-три портрета от плесени и цвели приобрели
окраску разлагающихся трупов, наглядно доказывая полное равноду-
шие к изображению своих славных предков со стороны последнего
отпрыска этого знатного и доблестного рода. Вечером при зыбком
свете ламп немые и неподвижные образы, должно быть, превращались
в страшные и смешные привидения.
Ничего нет печальнее, чем забытые портреты в пустынных поко-
ях, полустертые воспроизведения тех форм, что давно распались под
землей.
Но в таком виде эти рисованные призраки вполне подходили?
к печальному безлюдию замка. Обитатели из плоти и крови показались
бы чересчур живыми для этого мертвого дома.
Середину залы занимал стол почерневшего грушевого дерева,?
с витыми ножками, наподобие колонн Соломонова храма, в которых
древоточцы пробуравили множество отверстий, не встречая помех