К АПИТАН?ФРАК АСС
12
Этот, по тогдашнему наименованию, сельский приют, как ни был?
он разрушен, свидетельствовал о бывшем благосостоянии и о тяге к ис-?
кусству прежних владельцев замка. Если бы статуюбогини отчистить и
подправить как следует, в ней обнаружился бы стиль флорентийского
Ренессанса в духе тех итальянских скульпторов, которые приехали во
Францию вслед за художником Россо или за Приматиччо в эпоху, по-
видимому, совпадающую с процветанием захиревшего ныне рода.
Грот примыкал к замшелой и просыревшей стене, на которой пе-?
реплетались еще обрывки трельяжа, должно быть, когда-то густо уви-?
того ползучими растениями и скрывавшего каменную кладку. Еле за-?
метная теперь за раскидистыми ветвями непомерно разросшихся?
деревьев, старая стена замыкала сад с этой стороны. Дальше до самого
края низкого и сумрачного горизонта тянулись ланды с курчавыми
кустиками вереска.
Когда вы поворачивали вспять, перед глазами вставал дворовый
фасад замка, еще более жалкий и обветшалый, чем описанный ранее,
так как последние владельцы употребляли свои скудные средства на
то, чтобы хоть мало-мальски поддержать внешнее благообразие.
На конюшне, достаточно просторной для двадцати лошадей, стоя-
ла одна тощая кляча с выпирающими под кожей мослаками; обнажив
длинные желтые зубы, она выбирала в пустой кормушке считанные
соломинки и время от времени бросала на дверь косые взгляды из
глазниц, в которых монфоконские крысы не выискали бы ни крупицы
сала. На пороге псарни единственный пес, чье дряблое тело болталось
в непомерно широкой шкуре, дремал, уткнувшись носом в лапы, слу-?
жившие ему отнюдь не пуховой подушкой; казалось, он настолько при-
вык к безлюдью, что не настораживался от шума, как это свойственно
собакам даже во сне.
В верхние этажи замка вела огромная лестница с точеными де-
ревянными перилами и двумя площадками — по одной на каждом из
этажей. До второго лестница была каменной, а дальше кирпичной и
деревянной. По стенам вдоль нее, сквозь пятна плесени, видна была
декоративная живопись в серых тонах, изображавшая пышные ар-
хитектурные рельефы со светотенью и перспективой. Здесь смутно
можно было различить также ряд Атлантов, поддерживавших карниз
на консолях, откуда ниспадал орнамент из виноградных листьев
и лоз в виде арки, за которой проглядывало выцветшее небо, а на
нем — неведомые острова, нанесенные подтеками от дождей. Меж-
ду Атлантами в нарисованных нишах красовались бюсты римских
императоров и других исторических личностей, но все это было
до того смутно, блекло, истерто, испорчено, что представлялось не