13
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1894 ГОДА
некоторые из его политических произведений едва ли не превы-
шают уровень «Гулливера». Они могут не заметить, что, помимо
прозы, автор также очаровывает и пленяет нас совершенным
изяществом легких стихов и пылкой энергией более серьезных
поэм. Но в популярности «Приключений Гулливера» есть нечто
удивительное. Странное дело: книгу, одушевленную всепожира-
ющей ненавистью к человечеству, где терпимость кое-где прояв-
ляется лишь потому, что время от времени презрение одерживает
верх над ненавистью, читают преимущественно для развлечения
детей. Но именно в этом — истинная дань гению Свифта. Вооб-
ражение не было характерной чертой свифтовского таланта. Оно
нечасто сочетается с едкой сатирой. «Феб рассердился не на шут-
ку, / Огнем сатиры вспыхнул жутко», — говоря словами самого ав-
тора, который редко объединяет этот огонь с даром творческой
фантазии. Но «Гулливер» пленяет нас вот этим даром живой ре-
альности — здесь следует как можно более дистанцироваться от
того, что именуется «реализмом», — живой реальности, которая
была особо присуща веку Свифта и которую Свифт полностью
с ним разделил. Несмотря на всю необычность, — хотя всё пред-
ставляют нам через призму перевернутых пропорций, — мы ни
на миг не перестаем воспринимать персонажи как живых людей
с начала до конца книги. Мы с интересом следим за их судьбами,
мы сочувственно переживаем их неудачи, и в каждом конкретном
случае нам понятно, что они должны поступить именно так, а не
иначе. Сами противоречия в книге являются доказательством
гения Свифта. Никто из жителей Лилипутии и Бробдингнега не
хорош и не плох во всех отношениях. У тех и у других есть добрые
черты, у тех и у других есть присущие им недостатки, — все они
описаны (здесь нам предоставляется широкое поле для фанта-
зии) не сатириком, а точным, добросовестным рассказчиком. Не
в хитроумном сюжете, а в непревзойденном управлении сюже-
том — доказательство величия Свифта.
Из четырех частей книги две первые, «Путешествие в Лилипу-
тию» и «Путешествие в Бробдингнег», наиболее просты по замыс-
лу, наиболее легки и естественны по манере изложения и наибо-
лее непосредственны по воздействию на читателя. «Путешествие