14
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1894 ГОДА
в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобриб и Японию» было
любимой книгой Свифта, и, хотя она никогда не пользовалась по-
пулярностью своих предшественниц, логику его предпочтения
нетрудно проследить. В этой книге Свифт наиболее близко под-
ходит к теме «Сказки бочки»: он атакует слабости интеллектуаль-
ного самодовольства и педантичной глупости, которые вызывали
в нем наибольшую ярость. Мы также должны помнить, что исто-
рия со струльдбругами — быть может, самое трагичное место во
всей книге, а также один из наиболее замечательных образцов
стиля Свифта. В «Путешествии в страну гуигнгнмов» Свифт ме-
нее всего сдерживает себя в жгучем негодовании, когда речь захо-
дит о двуногих собратьях. Но он преисполнен восхищения, гово-
ря о тех, кто имеет наименьшее отношение к роду человеческому.
В этой части его повествовательное полотно не смягчено цвето-
выми полутонами; как раз наоборот, именно здесь мы наблюда-
ем резкий контраст между светом и тенью: холодная мудрость,
самообладание и чувство достоинства гуигнгнмов — это всегда
разительная противоположность йеху, отмеченным абсолютной
жестокостью и следами вырождения.
Критики и моралисты осудили книгу и в нелицеприятной кар-
тине человеческой природы, изображенной в ней, усмотрели вы-
верты болезненной фантазии либо — как вариант — влияние на-
чинающегося безумия. Но читатели всех возрастов и всех стран
вновь и вновь обращаются к книге с неослабевающим интересом,
и дети находят в ней неисчерпаемый источник наслаждения. Кто
скажет, что книга Свифта не поучительна и ее страницы не со-
держат уроков нравственности? И если ее создатель осужден за
мрачность картины, которую он нарисовал, мы должны помнить,
что saeva indignatio (жестокое негодование), вдохновлявшее авто-
ра, прежде всего терзало его собственное сердце.
Генри Крейк