25
Глава первая • ГОДЫ ДЕТСТВА И ЖИЗНЬ В МОНАСТЫРЕ
жизнерадостности и добросердечия, которые вносили проблески
высшего бытия в земную юдоль.
Приор Леонард старался даже установить в допустимых пре-
делах общение с внешним миром, — для братии оно могло быть
только благотворным. Щедрый приток вкладов во всеми почи-
таемый монастырь позволял время от времени угощать в тра-
пезной монастыря его друзей и покровителей. В таких случаях
посредине залы для них накрывался длинный стол, на верхнем
конце которого восседал приор. Братия сидела за узкими, при-
двинутыми к стенам столами и довольствовалась по уставу прос-
той глиняной посудой, меж тем как стол гостей был изысканно
сервирован хрусталем и тонким фарфором. Монастырский повар
превосходно готовил лакомые постные блюда, очень нравившиеся
прихожанам. Вино доставляли гости, и таким-то образом проис-
ходили в монастыре приятные дружеские встречи светских лиц
с духовными, далеко не бесполезные для обеих сторон. Ведь когда
миряне, отвлекаясь от суетных треволнений, оказывались в мо-
настырских стенах, где все возвещало им о жизни, прямо про-
тивоположной их собственной, то какая-то искра западала им
в душу и они должны были согласиться, что и на этом чуждом
им пути возможны покой и счастье и что, быть может, чем выше
дух воспарит над всем земным, тем верней он уготовит человеку
еще в этом мире более высокий образ бытия. С другой стороны,
монахи обретали более широкий кругозор и житейскую мудрость,
получая представление о пестром разнообразии мира за монас-
тырскими стенами, а это наводило их на всевозможные размыш-
ления. Не придавая мнимой ценности земному, они вынуждены
были признать, что многообразные, возникшие в силу внутрен-
ней необходимости формы человеческого существования озарены
радужным отблеском духовного света, без чего все вокруг стало
бы тусклым и бесцветным.
Выше всех по духовному и светскому образованию издавна
почитался отец Леонард. Он прослыл выдающимся богословом,