8
            
            
              милостив, пусть расскажут его подданные, а о твоей щед-
            
            
              рости хорошо знает тот, кто пробовал вырвать что-нибудь
            
            
              из твоих когтей. Ты так похотлив, что грешишь даже с са-
            
            
              мим собою, но ведь и человек, не стесняясь, использует
            
            
              для этого собственное тело. В дерзости ты превзойдешь
            
            
              любого наглеца, как и он — самого безбожного бродягу.
            
            
              Ты умащаешь себя грязью, а он мазью. Ты не можешь уси-
            
            
              деть на месте, а он не может удержать в покое свой рассу-
            
            
              док, который, подобно точильному станку, вечно находит-
            
            
              ся в движении. Твои выходки потешают простой люд,
            
            
              а над его безумствами смеется весь мир. Ты надоедлив, он
            
            
              невыносим. Ты всех боишься, и тебя боятся, но и он тоже
            
            
              подвержен страху и всем внушает страх. Твои грехи ни
            
            
              с чем не сравнимы, его — неисчислимы. Ты скалишься на
            
            
              каждого, кто подходит к тебе без лакомства, а он косо
            
            
              смотрит на всякого, кого не может использовать к своей
            
            
              выгоде. Он так же равнодушен к своему бесчестью, как
            
            
              ты — к бесцеремонному с тобой обращению. И, думаю,
            
            
              недаром великие мужи так часто похожи на обезьян,
            
            
              а обезьяны выглядят в точности как великие мужи.
            
            
              Но заметьте, сатрапы, что среди великих мужей, похо-
            
            
              жих на Багаттино (так зовут мою обезьянку), я не числю
            
            
              короля Франции, потому что, будучи, как мы, человеком,
            
            
              он являет собою подобие Божьего образа. И покуда он
            
            
              с нами, мы можем надеяться на милосердие Божие.
            
            
              Возвращаясь к тебе, Багаттино, скажу, что если б ты не
            
            
              был знатоком, как и подобает великому мужу, я, пожалуй,
            
            
              извинился бы перед тобою за неприличие разговоров, ко-
            
            
              торые я выпускаю в свет под сенью твоего имени (оно
            
            
              должно послужить им на пользу, как идут на пользу всем
            
            
              сочинениям великие имена, которым эти сочинения
            
            
              обычно посвящаются), и напомнил бы о вергилиевской
            
            
              «Приапее», о непристойностях, которые позволяли себе
            
            
              
                Пьетро Аретино своей обезьянке