Стр. 12 - Животные

Упрощенная HTML-версия

8
самые выразительные носители жизни, животные, превра-
щаются в чучела и манекены». А это, по его мнению, значит,
что в анималистике особенно необходимы искренность
чувства, вдохновение, талант.
В 1959 году на весенней выставке в ЛОСХе Валерий,
дипломник в Мухинском, впервые представляет анимали-
стические рисунки. Их сразу заметил ленинградский ис-
кусствовед, требовательный критик Борис Сурис. Он по-
святил работам Валерия Траугота статью, опубликованную
в следующем году в альманахе «Художники Ленинграда»,
высоко оценив и точно охарактеризовав рисунки покуда
неизвестного публике анималиста.
Дар художника-анималиста увидел Б. Сурис и в вы-
ставочных акварелях Траугота: он «любит своих „героев“,
любуется ими, понимает и чувствует богатейшие эстети-
ческие возможности, заключенные в образе животного».
«Наброски обладают, вопреки своей кажущейся порой
недоговоренности, внутренней цельностью и образной
полнотой».
Правда, не ведал тогда критик, что перед ним был
не начинающий анималист, которому он пожелал впредь
идти по этому пути и пополнить «отряд ленинградских ма-
стеров анималистического жанра» (будто Траугот мог за-
шагать в ногу), а самостоятельный мастер, который в буду-
щем универсально выразит себя, и прежде всего в книге.
Впервые его имя в аббревиатуре «Г. А. В.» значилось в дет-
ской книге с их ранней работой — сказкой Перро «Синяя
Борода» (вышедшей в 1962 году); там уже был гибнущий
в виртуозном прыжке олень и обезумевшие от погони ли­
хо нарисованные борзые.
Творчество Валерия Траугота не было заключено
в рам­ки одного жанра—изображения животных, но рисо-
вать их с натуры и по памяти было его потребностью. Его
восхищало богатое разнообразие форм звериного мира.
Его увлекала необходимость быстро, на лету, ловить позу,
движение зверя и так же метко запечатлевать их на бума-
ге, воплощая в художественный образ. Работа скульпто­-
ра — а у него были хорошие учителя — приучила его ви-
деть предмет, фигуру объемно. У него была с детства раз-
витая наблюдательность, молниеносность и четкость ху-
дожественного отклика на постоянно и неожиданно дви-
жущегося зверя. Как говорил интереснейший московский
скульптор и рисовальщик, остроумный Иван Семенович
Ефимов (1878–1959), «рисовать зверей — это вроде спуска
на лыжах слаломом: решают дело доли секунды».
Анималистические акварели двадцатилетнего ху-
дожника Валерия Траугота частью представлены в этом
альбоме. Все эти годы они лежали в мастерской бра-
тьев в неприкосновенности, а после кончины художника
в 2009 году были близкими систематизированы, сложе-
ны в несколько папок, прокомментированы и вот, по же-
ланию Александра Георгиевича, явлены миру. В папках
двести пятьдесят два рисунка, сохранивших живую руку
художника, магию его обаяния.
В одной из папок собрались кошки — домашние лю-
бимцы, или одомашненные звери.
Это их портреты. Они
сидят, поджав лапы, стоят в естественных позах, не мур-
лычут, не шипят, не требуют внимания. В них нет агрессии.
В них ощутим покой. Они изящно-пластичны. Исполнены
легкой кистью, монохромно — в основном в переходах от
теплого плотного черного к светло-серому, порой дове-
денному до прозрачности, до свечения. Это «душа» дома,
это совершенное создание природы. Это кошка. «А кош-
ка хочет кошкой быть, и только», — писал чилиец Пабло