Стр. 18 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

14
Illustrations for N. V. Gogol ’s «Dead Souls»
нашелся не только соперник, но и победитель», —
писал он в каталоге выставки
5
. Тем не менее
в целом ни российской критикой, ни россий-
ским зрителем новый опыт Шагала-графика не
был оценен должным образом.
Вероятнее всего, при содействии того же
Абрама Эфроса в 1926 году (еще до передачи
Шагалом дара Третьяковской галерее) в жур-
нале «Прожектор», который служил иллю-
стрированным приложением к московской
газете «Правда», была опубликована одна из
иллюстраций к «Мертвым душам» — офорт
«В пути (Поездка к Манилову)». Репродук-
ция размером почти в половину журнальной
страницы, на которой была изображена чичи-
ковская бричка, неспешно едущая по дороге,
окруженной лесами и сценами деревенской
жизни, сопровождалась предельно обобщен-
ным названием — «Рассея (Из иллюстраций
к «Мертвым душам»)». Под ней было помещено
стихотворение Бориса Соловьева «Новгород-
ские мхи…», по замыслу редакции, видимо,
созвучное гоголевскому ощущению «чуши и
дичи» провинциальной жизни на просторах
необъятной империи
6
.
Этот «заячий тулупчик», спасший в свое
время пушкинского Гринева от расправы раз-
бойников, не может, однако, браться в серьез-
ный расчет в разговоре о признании Шагала —
иллюстратора «Мертвых душ» у себя на роди-
не. К сожалению, творение мастера из Витеб-
ска не по­лучило должного признания и извест-
ности в быв­шем СССР ни после выхода в свет
в 1948 году в Париже издания Эжена Териада, ни
в более позднее время, хотя бессмертная поэма
Гоголя до сих пор входит в обязательную про-
грамму изучения русской литературы в обще­
образовательных школах Беларуси и России.
Полный цикл офортов к «Мертвым ду­-
шам» — сегодня большая редкость для музей-
ных и частных собраний. На постсоветском про-
странстве он имеется в коллекциях только четы-
рех музеев: Государственной Третьяковской га-
лереи в Москве, куда был передан в дар Марком
Шагалом в 1927 го­ду; Государственного Эрми-
тажа в Санкт-Петербурге, куда также поступил
в качестве дара от самого художника в 1981 году
вместе с еще тремя его иллюстрированными
книгами; Государственного музея изобрази-
тельных искусств имени А. С. Пушкина в Мо-
скве и Музея Марка Шагала в Витебске.
Цикл из 96 офортов был передан в дар Му-
зею Марка Шагала в 1999 году внучками ху-
дожника Мерет и Беллой Мейер как дар Фонда
«Наследие Иды Шагал». Тираж иллюстраций
к «Мертвым душам» составил 368 экземпля-
ров. Из них 50, пронумерованных с 1-го по 50-й,
были выполнены на японской перламутро-
вой бумаге; 285 имели номера с 51-го по 335-й;
33 комплекта были изготовлены для друзей
и помощников художника и пронумерованы
I–XXXIII. Экземпляр, подаренный Музею Мар-
ка Шагала, выполнен на японской перламутро-
вой бумаге и не нумерован.
При подготовке данного каталога в качестве
отправной точки было взято французское из-
дание «Мертвых душ», выполненное Эженом
Териадом в 1948 году. В конце этой книги были
приведены награвированные Шагалом табли-
цы, указывавшие порядок и место размещения
офортов в тексте. Нумерация листов, которая
приводится в каталоге, произведена в соот-
ветствии с номерами, указанными Шагалом
в этих таблицах. За таблицами следовал «Спи-
сок вкладных листов», содержавший названия
офортов на французском языке. Названия эти
5
Современное французское искусство: Каталог выставки.
2-е изд. М., 1928. С. 33.
6
См.: Прожектор. 1926. № 6 (76). 31 марта. С. 4.