Стр. 17 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

13
Офорты Марка Шагала к «Мертвым душам»
Н. В. Гоголя — особая страница в иллюстриро-
вании знаменитой поэмы. Шагал, как никакой
другой художник ни до, ни после него, смог
проникнуть в существо поэтики избранного им
автора. Как отмечал В. Мильдон, «особенность
Гоголя, отличающая его от остальных писате-
лей, состоит в том, что он — метафорист необы-
чайной силы. Реальность воссоздается им не по
ее внешнему обводу и даже не по внутреннему,
а по обводу ее сущности, никогда не совпадаю-
щей с явлением»
1
. Шагалу в силу его дарования
счастливо удалось избежать простого иллю-
стрирования сюжета, используя собственный
пластический язык найти аналог гоголевской
метафоре, не избавляя при этом читателя от
труда дешифровки созданного уже им самим,
без малого через сто лет после автора, «визуаль-
ного текста».
Шагал начал работу над иллюстрациями
к «Мертвым душам» в 1923 году. Весь тираж был
отпечатан в 1927 году. Первым иллюстрации
увидел французский зритель. С 10 по 17 марта
1928 года офорты экспонировались на выставке
«Шагал, гуаши и иллюстрации», проходившей
в галерее «Le Portique» в Париже
2
. Осенью того
Людмила Хмельницкая
Шагаловская сюита к «Мертвым душам»
и СССР
же года с ними могли познакомиться и в СССР—
на выставке «Современное французское искус-
ство», которая проходила с 18 сентября по 8 но-
ября 1928 года в Государственном музее нового
западного искусства в Москве. Здесь была пред-
ставлена только часть полного цикла, незадолго
до этого преподнесенная автором с большим
волнением в дар Третьяковской галерее.
Отзвуки на парижскую выставку не застави-
ли себя долго ждать. Уже в марте 1928 года в Па-
риже была опубликована статья известного ху-
дожественного критика Вальдемара Жоржа; не-
мецкий ежемесячник «Das Kunstblatt» поместил
две большие статьи, в которых сопоставлялась
работа двух иллюстраторов «Мертвых душ» —
Александра Агина и Марка Шагала
3
.
Рецензии на московскую выставку были
обширны и многочисленны, однако иллюстра-
циям Шагала в них практически не уделялось
внимания. Критик Абрам Эфрос, назвавший
шагаловскую сюиту офортов к «Мертвым ду-
шам» «капитальной и потрясающей», был едва
ли не единственным, кто в своей статье отметил
новую работу художника. «У старика Энсора
4
1
Мильдон В
. Поэтика Гоголя и иллюстрация // Иллюстра-
ция: Сборник статей и публикаций. М., 1988. С. 94.
2
Meyer Fr.
Marc Chagall. Paris, 1995. P. 319. Там же состоялась
презентация книги Андре Сальмона «Шагал».
3
George W
. A propos de l’exposition Chagall a la Galerie du
«Portique» // La Presse. 1928. 20 mars; Illustratoren von Gogols «To-
ten Seelen». I: S. v. Radecki. Alexander Agin. II: Waldemar George.
Marc Chagall // Das Kunstblatt. Jg. XI. 1927. S. 225–235.
4
Энсор Джеймс (1860–1949), бельгийский живописец и гра-
фик. Наполнял свои работы символико-фантастическими об-
разами, был склонен к резкой сатире и трагической иронии.