Стр. 16 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

несколько слов об истории вопроса
14
И. В. Клюн (Клюнков) (1873–1943), К. С. Малевич (1879–1935),
М. В. Матюшин (1861–1934), Л. С. Попова (1889–1924), В. А. Фа-
ворский (1886–1964) и другие.
В шестидесятые годы прошлого века в советской Рос-
сии добыть какие-либо материалы по методике преподава-
ния формальных категорий ИЗО было чрезвычайно трудно.
Но благодаря московским искусствоведам Василию Ивано-
вичу Ракитину и Елене Борисовне Ракитиной мне удалось
познакомиться с частью вопросов, разрабатываемых в этих
школах. К сожалению, в них не успели довести до конца и
сформулировать начатую работу по категориям формотвор-
чества. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН были ликвидированы, начатые
здесь замечательные деяния оборвались, и методологиче-
ские секреты обучения категориям изобразительного искус-
ства мне пришлось додумывать самому, опираясь, конечно,
на их постулаты.
Василий Кандинский, преподававший во ВХУТЕМАСе,
эмигрировал в Германию, где в городе Веймаре, в создан-
ной Вальтером Гропиусом (1883–1969) Высшей школе худо-
жественного конструирования Баухауз (школе художников
для промышленности и архитектуры) продолжил свою пе-
дагогическую деятельность вместе с исследованием изоб­
разительных категорий.
Наряду с Кандинским в Баухаузе 1920-х годов стал пре-
подавать крупнейший художник европейского авангарда
Пауль Клее (1879–1940). Вместе с ними работал один из за-
мечательных художников-учителей швейцарец Иоханнес
Иттен (1888–1967).
К великому сожалению, их исследования появились у нас
на русском языке только в двухтысячных годах.
По многим вопросам изобразительного дела в наших
школах, ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, и в Баухаузе имелись
совпадения, хотя были и отличия, но все отечественные