Стр. 17 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

несколько слов об истории вопроса
15
школы наряду с Баухаузом внесли неоценимый вклад в куль-
туру понимания современного искусства Европы.
Ближе всех по методологическим подходам в обучении
законам цвета и формотворчества в двадцатых годах XX ве­-
ка оказались прекрасный художник-супрематист, препода-
ватель ВХУТЕМАСа, соратник и друг Казимира Малевича —
Иван Клюн, а также педагог и теоретик ВХУТЕМАСа Алексей
Бабичев. В Ленинграде этими вопросами занимались такие
известные художники и преподаватели ВХУТЕИНа, как Ми-
хаил Матюшин и Кузьма Пет­ров-Водкин (1878–1939).
Ни один из этих выдающихся преподавателей XX века зна-
менитых школ Европы и России не претендовал на создание
всеохватывающего учебного пособия по композиции. Васи-
лий Кандинский написанную им книгу по теории изобрази-
тельных постулатов назвал «Точка и линия на плоскости»;
Пауль Клее записи по практике преподавания определил
как «Педагогические эскизы». Они явили для художников
новую дисциплину мышления. Иоханнес Иттен создал два
пособия: «Искусство формы» и «Искусство цвета» по опыту
преподавания в Баухаузе и других школах.
И я тем более не имею никакого права называть свой
опыт преподавания учебником. Это, скорее, попытка прак-
тического исследования основных понятий, которые могут
помочь нам разобраться в загадочном лабиринте компози-
ционного мышления, подчинённого «закономерностям при-
родной механики» (П. Клее).
Думаю, что учебника по композиции и не должно быть. За-
фиксированные опыты разных школ преподавателей — ху­
дожников со своей ярко выраженной индивидуальностью бо-
лее ценны, чем «протокольно-указующие» учебные пособия.
Исследования, которые я предлагаю в этой публикации,
чисто практические, связанные с непосредственным опытом