17
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
отправил команду обедать, а сам остался на палубе с рулевым.
Матрос тоже предупредил Федорова об опасности, но тот за-
явил, «что он не первой раз тут ходит». «И лишь только сие вы-
говорил, показанное судно село на мель глубиною на 4,5 фута»*.
Шкипер вместе с матросами показали: «Когда судно на мель
село, то повреждения никакова ему не заметили, равно сему
итого не выводют, чтоб тому гальету во время нашествия ево
на мель какая и от чего тогда была опасность. Но при всем том,
тот гальет оставя на мели, шкипор с рабочими людми по обще-
му между собою согласию к берегу на боте съехали, к сысканию
тому судну помощи»**. Он сошел на берег, но не предпринял
никаких мер для спасения судна, хотя «3-го числа стояло оное
на том же месте»***, однако шкипер весь день, «не прося ни-
чьей помощи, смотрел на судно издали»****. Он, якобы, вме-
сте со своими людьми «пристали в деревню у одного чухны» и
рассказали ему о своем намерении просить помощи у местно-
го смотрителя, однако «тот чухна сказал, что смотритель ни-
какой помощи дать не может, а нада о том просить мызника,
которой жительство имеет от оной деревни верст 17-ть»*****.
В восемь часов утра Федоров, «оставя своих рабочих, поехал
один с тем чухной» к барону Унгерн-Штернбергу. Барон же «на
прозбу ево 3-го числа отозвался от помощи по случаю бут то
познаго времени»******, но пообещал оказать содействие на
следующий день, «естьли будет погода тихая». Оставшиеся же
на месте матросы, по их собственным словам, «пытались пока-
мест пробиться к судну», но «по случаю великаго льда» сделать
этого не смогли. А ночью разразилась «великая погода».
Подозрительно выглядело и поведение фон Унгерн-Штерн-
берга. В письме Ветошникову барон утверждал, что на просьбу
шкипера «он тот час велел привести суда открытым от лда мес-
том». В «борьбе за спасение судна» он серьезно поиздержался и
представил рижскому купцу счет на сумму 140 рублей, утверж-
дая, что «отправлял десеть болших судов с 80-ю человеками и
40-а лошадями»*******. Однако ни Федоров, ни пассажиры про-
павшего судна не подтвердили его слов. Кроме того, обнаружи-
лась неразбериха с датами на донесениях о случившемся, кото-
рые барон отправил в губернское правление двумя рапортами.
* Ibid. L. 19 об.
** Подобное поведение противоречило ст. 114 «Устава купеческого
о судоходстве».
*** EAA. F. 29. N 1. S. 272. L. 16.
**** Ibid. L. 39.
***** Ibid. L. 18.
****** Ibid. L. 16.
******* Ibid. L. 40.