Стр. 19 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

15
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Открыть дело побудила жалоба отставного полковника гра-
фа Вильгельма Стенбока, помещика мыз Валивалла, Лойя и
Партси, на его соседа фон Унгерн-Штернберга. Граф сообщал,
что обидчик с «шайкой крестьян до двухсот человек с ружья-
ми» напал на его работников, которые рубили лес в графских
угодьях. Если верить Стенбоку, барон, вооруженный пистоле-
тами, словно разбойник с большой дороги, велел его работни-
кам убираться подобру-поздорову. В ответ на попытку оказать
сопротивление их разоружили и жестоко поколотили. Теперь,
жаловался граф, «опасным сделалось для меня жилище»*.
Спустя три года, осенью 1802-го, в канцелярии Эстляндского
губернатора на барона завели новое дело. Касалось оно исчезно-
вения близ островаДаго торгового судна, галиота «СвятойНико-
лай», принадлежавшего рижскому купцу Трифону Ветошникову.
С грузом железа, собственностью тайного советника Николая
Никитича Демидова, и различными товарами оно направлялось
из Санкт-Петербурга в Ригу, но 27 октября шторм и «противныя
ветры» загнали судно в Гогенгольмскую гавань, находившуюся
во владении камергера все того же фон Унгерн-Штернберга.
Простояв в гавани до 2 ноября, «СвятойНиколай» поднял паруса
и в четыре утра вышел в открытое море. Удалившись от берега
на 26 верст, галиот сел на мель, именуемую Бизгрунд. Команда
галиота, руководимая шкипером Нестором Федоровым, не най-
дя на судне повреждений, решила оставить его и, бросив два
якоря, отправилась на берег за подмогой. Когда же, спустя сутки,
спасательная команда пришла на место крушения, то обнаружи-
ла, что «тот гальет с мели прибылою водою и ветром снесло и
со всем грузом унесло в открытое море»**. Куда «оное девалось»,
никому было неизвестно.
Следственную комиссию, назначенную для рассмотрения
дела, весьма озадачили странные обстоятельства исчезновения
судна. Начать с того, что из-за непонятного промедления о про-
паже судна стало известно спустя достаточно продолжительное
время, хотя законы торгового мореплавания строго предписы-
вали немедленно объявлять о крушении или гибели судна в бли-
жайших селениях, уведомлять о месте происшествия уездного
земского исправника, губернское правление, городской маги-
страт и таможню. Последним предписывалось обнародовать
«о том прибитием листа к дверям родоваго и губернскаго магис-
трата, на бирже, или гостином дворе, или на рынке»***. Ничего
* Eesti Ajalooarhiiv (далее — EAA). F. 29. N 1. S. 166. L. 5–23.
** EAA. F. 29. N 1. Ibid. S. 272. L. 39 об.
*** Ibid. L. 20 об.