Стр. 13 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

9
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
В европейском сознании морской разбойник, подобно ис-
торическим персонажам литературных произведений, суще-
ствовал одновременно в двух параллельных мирах. В первом
из них, как реальная историческая фигура, этот более или ме-
нее законопослушный капер являлся частью культурно-геогра-
фического пространства. Там, правда, он располагался ближе
к периферии и был несколько абстрагирован от обыденной
жизни. Возможно, именно поэтому образ пирата очень быстро
превратился в мифологему, по сути, сказочную фигуру, о ко-
торой слагали легенды. Во втором мире он жил в коллектив-
ном воображении*, «властно заявлявшем на него свои права,
мигом превращая вполне конкретного „душегубца“ в персонаж
мифологический, в фигуранта последующей устной и/или
письменной нарративной традиции»**.
Правда и вымысел перемешаны и в истории пиратства,
где они часто неразделимы. Достаточно вспомнить описание
внешности Тича Черной Бороды, кочующее из биографии
в биографию — этот самый, пожалуй, знаменитый пират пред-
стает воплощением зла и исчадием ада. «Физиономию капи-
тана Тича… сплошь покрывала густая растительность, сразу
приковывавшая взгляды. На Америку эта борода наводила
ужас… Цвета она была черного, и хозяин довел ее до таких чу-
довищных размеров, что казалось, будто волосы растут пря-
мо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие,
перевитые ленточками косички… и закидывать их за уши. Во
время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь
с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу за-
пальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек.
Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно
представить себе фигуру более жуткую, нежели этот одержи-
мый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада…»
Это яркое описание помещено в книге «Всеобщая история
грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми
пиратами, а также их нравы, порядки и управление с самого
их начала и появления на острове Провиденс в 1717 году и до
* О мифологизации образа пиратства и его «культурную» историю см.:
Burg B. R
. Sodomy and the pirate tradition: English sea rovers in the seventeenth-
century Caribbean. New York, 1995;
Osborne L.
A pirate’s progress: How the
maritime rogue became a multicultural hero // Lingua Franca. 1998. March;
Turley H
. Rum, sodomy and the lash: Piracy, sexuality and the masculine identity.
New York, 1999;
Arnaudov P. I.
Elements of mythamaking in witness accounts of
colonial piracy: Diss. Baton Rouge, 2008.
**
Михайлин В.
О необходимости пирата: краткое введение в пиратоло-
гию // Новое литературное обозрение. 2008. № 6 (94). С. 86.