ГЛАВА ПЕРВАЯ
24
Не все современникиГрозного яснопонимали, что такое была
эта опричнина. Русские люди думали, что царь просто «играл
Божьими людьми», когда разделил свое царство на опричнину и
земщину и заповедал опричнине другую «часть людей насилова-
ти и смерти предавати». Смысла в этой «игре» деспота они не
видели. «Сим земли всей велик раскол сотвори, и усомневатися
всем в мыслех о бываемом», — писал Иван Тимофеев. Замыслова-
тость исполнения задуманных Грозным мероприятий скрыла их
идею и цель от не посвященных в дело простых наблюдателей,
но идея и цель у Грозного были несомненно. Англичанин Флет-
чер, побывавший в Москве лет пять спустя после кончины Гроз-
ного и обладавший официальными сведениями всей английской
колонии в России, обстоятельно объяснил, чт
у
сделала на Руси
опричнина. По его изложению, направленная против знати оп-
ричнина лишила «удельных князей» их наследственных земель и
выселила их из старых вековых вотчин. Сопоставление указаний
Флетчера с данными русских документов XVI века открывает
постепенно всю картину действий Грозного в опричнине. Суть
опричнины состояла в том, что царь решил применить к обла-
стям, в которых находились вотчины служилых княжат-бояр, так
называемый вывод, обычно применяемый Москвой в завоеван-
ных ею землях. Великие князья московские, покоряя какую-ни-
будь область, выводили оттуда наиболее видных и для них опас-
ных людей во внутренние московские области, а в завоеванный
край вселяли жителей из коренных московских мест. Это был
испытанный прием государственной ассимиляции, в корень ис-
треблявший местный сепаратизм. Это-то решительное средство,
направляемое обыкновенно на внешних врагов, Грозный напра-
вил на внутреннюю «измену»: он решил вывести княжат из их
удельных гнезд на новые места. Флетчер передает дело так, что
царь, учредив опричнину, захватил себе вотчины князей, за ис-
ключением весьма незначительной доли, и дал княжатам другие
земли в виде «поместий» (служебного казенного надела), кото-
рыми они владеют, пока угодно царю, в областях столь отдален-
ных, что там они не имеют ни любви народной, ни влияния, ибо
они не там родились и не были там известны. По мнению Флет-
чера, эта мера достигла своей цели: «Высшая знать, называемая
удельными князьями, сравнена с остальными; только в сознании
и в чувстве народном сохраняет она некоторое значение и про-
должает пользоваться внешним почетом в торжественных со-
браниях». Вывод княжат и конфискациюих вотчин Грозный про-
извел не прямо и не просто, а обставил дело такими действиями
и начал его таким подходом, что возбудил, по-видимому, общее
недоумение своих подданных.